С этого года частоты в России распределяются на аукционах

Цена частот в России в целом оказалась схожа с аукционами в других странах
Впредь аукционы будут проходить быстрее/ Е. Разумный/ Ведомости

У операторов нет возражений против того, чтобы разыгрывать частоты на аукционе – такой подход более прозрачный и справедливый. Правда, по мнению «Мегафона», на октябрьском аукционе итоговая цена частот оказалась сильно завышена, поскольку ни методика независимого оценщика, ни критерии определения им стоимости частот не были прозрачными, говорит представитель оператора Юлия Дорохина. Это может негативно сказаться на скорости строительства и на экономической эффективности будущих сетей. Первый опыт организации торгов в виде аукциона был сопряжен с определенными сложностями – например, торги шли без остановки несколько дней, замечает исполнительный вице-президент «Вымпелкома» Александр Поповский. Возможно, имеет смысл, например, предусмотреть перерывы для сотрудников или разделять аукцион на несколько туров, говорит Дорохина.

До этой осени частоты в России распределялись либо решением регулятора, либо на безденежных конкурсах. В октябре 2015 г. на первом в стране аукционе на GSM-частоты в диапазоне 1800 МГц операторы в общей сложности заплатили за 10 лотов 6,3 млрд руб., превысив в 6 раз их первоначальную стоимость.

Диапазон 1800 МГц в глазах операторов остается самым привлекательным спектром для развертывания сетей LTE, объясняет столь высокую премию, полученную в ходе первого аукциона, партнер EY Юрий Гедгафов. Получение дополнительных частот на аукционе дало возможность запускать новые фрагменты LTE-сетей на более высоких скоростях и с лучшим покрытием при меньших затратах, подтверждает Дмитрий Солодовников, представляющий МТС, выигравшую пять из 10 лотов в октябре.

Результаты аукционов в России вполне сопоставимы с теми, что проходят в других странах, если судить по удельной цене 1 МГц на одного проживающего в лицензионном регионе человека, считает партнер Deloitte Антон Шульга. Кроме того, чем больше частот, тем меньше нужно строить базовых станций, чтобы обеспечить одну и ту же мощность сети, напоминает Шульга. Другими словами, увеличивая количество частот, операторы платят за возможность сэкономить, так что экономически цена для них вполне оправданна, считает он. Хотя стоимость спектра в ходе торгов и выросла в несколько раз, она совпадает с аналогичными показателями на зарубежных рынках, согласен Гедгафов. По его оценке, по итогам первого российского аукциона средняя удельная стоимость 1 МГц на население (MHz/pop) составила 20 евроцентов. Среднее значение этого показателя на недавних зарубежных аукционах составляло от 19 до 36 евроцентов. И все же единой мировой цены на такой актив, как частоты, нет – все очень сильно зависит от баланса сил работающих в регионе операторов, а также от того, насколько они уже обеспечены частотами, замечает Шульга.

В следующий раз, в феврале 2016 г., разыгрываться будут уже частоты LTE в диапазоне 2570–2620 МГц. Их стартовая цена составит 5,88 млрд руб. По экономической эффективности он уступает диапазону 1800 МГц. Достаточно того, что телефоны, работающие на этих частотах, в России еще не получили широкого распространения, указывает Гедгафов. Кроме того, операторы достаточно потратились на покупку GSM-частот и активно вкладывают деньги в их освоение, поэтому тратить параллельно большие суммы еще на покупку новых частот им будет непросто. Впрочем, поскольку частоты представляют собой ограниченный ресурс, в февральских торгах примут участие все компании из четверки крупнейших операторов, уверены аналитики.

Впредь аукционы будут проходить быстрее. По словам представителя Минкомсвязи Дмитрия Захарова, размер шага на февральском аукционе составит 5% от начальной цены лота.