«Яндексу» удалось остановить падение доли в интернет-поиске

Несмотря на то что основной операционной системой в России стала Google Android
«Яндексу» удалось остановить падение своей доли в интернет-поиске/ Е. Разумный/ Ведомости

Рассчитывать на рост доли «Яндексу» в этом году не стоит, считает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович, но скорее всего она останется стабильной: Google, пока идет судебный процесс с ФАС, не станет делать резких движений, чтобы нарастить долю, а у «Яндекса» уже нет инструментов, чтобы серьезно изменить ситуацию.

В 2015 г. «Яндексу» удалось удержать долю в интернет-поиске на настольных компьютерах и планшетах, несмотря на давление со стороны Google, следует из отчета аналитиков Morgan Stanley. В среднем на всех устройствах она составила 57%. В этом году, прогнозируют они, «Яндекс» потеряет, хотя и немного – всего около 0,5 п. п., а в 2017 г. доля «Яндекса» снизится до 55%. Это прогноз без учета того влияния, которое может оказать на ситуацию ныне идущее разбирательство между Google и Федеральной антимонопольной службой (ФАС), оговариваются аналитики.

До середины 2015 г. «Яндекс» уверенно терял долю поиска в рунете по мере роста популярности продуктов Google. Более или менее зафиксировать долю «Яндексу» удалось только прошлым летом – на уровне 57%. По данным Liveinternet, в декабре 2015 г. на «Яндекс» приходилось 57,2% поискового трафика в рунете, годом ранее – 59,3%, т. е. за год российский поисковик потерял 2,1 п. п. Google за тот же период нарастил долю на 3,4 п. п. до 35,5%.

Ключевой фактор роста доли Google – его контроль над операционной системой для мобильных устройств Android, не раз утверждал «Яндекс» и соглашались аналитики инвестбанков. По данным «Евросети», в первые девять месяцев 2015 г. доля Android-устройств в общем количестве всех проданных в России смартфонов составила 86%. Если считать по устройствам, имеющимся у россиян на руках, то доля выходит поменьше, но все равно обеспечивает Android непререкаемое лидерство. В декабре 2015 г., по данным Liveinternet, 42,9% российских пользователей мобильных устройств и настольных компьютеров выходили в интернет именно с устройств Android. Для сравнения: на компьютеры и иные устройства под управлением операционной системы Windows от Microsoft (любых ее версий) пришлось 39,7%, на iPhone и iPad (работают на платформе iOS) – 14,2%, на макинтоши (платформа MacOS) – 0,7%.

Впервые Android обошла Windows по доле в августе 2015 г., и с тех пор разрыв между ними увеличивался (см. график).

Еще в марте 2015 г. «Яндекс» пожаловался на Google в ФАС – обвинил конкурента в том, что тот вынуждает производителей устройств под управлением Android отказываться от предустановки конкурирующих с Google приложений, в том числе и «Яндекса». Косвенно это подтверждалось тем, что сразу три производителя мобильных устройств – Fly, Explay и Prestigio расторгли соглашения с «Яндексом» о предустановке его сервисов. ФАС поддержала «Яндекс» – признала, что Google злоупотребляет доминирующим положением, и обязала компанию исправить соглашения с производителями. Кроме того, Google предписано уведомить всех пользователей Android в России, что предустановленные сервисы Google можно деактивировать, от браузера Google Chrome – отказаться, а вместо поисковика Google установить другой поисковый виджет. Недавно руководитель ФАС Игорь Артемьев назвал вероятный штраф, который служба предъявит Google за нарушение закона о защите конкуренции, – 7% выручки компании от продажи приложений в России. Правда, исполнение предписания ФАС может затянуться, признал он: Google предприняла попытку оспорить решение службы в суде.

Сам «Яндекс» считает, что его доля в поиске стабилизировалась благодаря качественным изменениям. «В несколько раз выросла база поиска, сейчас мы видим в сети больше документов, чем год назад», – говорит сотрудник его пресс-службы. Компания усовершенствовала и расширила механизмы машинного обучения алгоритмов поиска, усилила борьбу с недобросовестной оптимизацией результатов поиска (когда ссылка за деньги размещается на более высокой позиции). Кроме того, на долю поиска повлияли рост популярности «Яндекс.Браузера» (с 14 до 16% на настольных компьютерах, с 15 до 22% на ноутбуках и с 13 до 17% на смартфонах – данные за 2015 г. в сравнении с 2014 г. из отчета Morgan Stanley) и партнерство с Microsoft и Firefox, добавляет представитель «Яндекса».