Чистая прибыль «Евросети» в 2015 году выросла более чем на 70%

Несмотря на спад рынка электроники и отказ от продаж Samsung
У «Евросети» выросла прибыль/ М. Стулов/ Ведомости

Чистая прибыль «Евросети» в 2015 г. составила 1,48 млрд руб. против 0,87 млрд руб. годом ранее, увеличившись на 70,6%. Это следует из отчета «Мегафона» (ему и его основному акционеру Garsdale принадлежит 50% акций розничной сети, еще 50% владеет «Вымпелком»). Выручку розничной сети в 2015 г. «Евросеть» и ее акционеры не раскрывают. Прибыль «Евросети» выросла при том, что в 2015 г. на российском рынке сократились продажи практически всех основных категорий портативной электроники: в деньгах они уменьшились на 21-38% в зависимости от группы товаров (исключение составили смартфоны, продажи которых выросли на 4%).

В целом российский рынок портативной электроники в денежном выражении сократился на 13%, отмечает президент «Евросети» Александр Малис. При этом весной 2015 г. «Евросеть» (наряду со «Связным») прекратила торговать электроникой Samsung. Произошло это после того, как в апреле МТС объявила, что будет продавать смартфоны в своих салонах по ценам, близким к себестоимости. После прекращения сотрудничества со «Связным» оператор рассчитывал таким образом привлечь в свои салоны дополнительных посетителей и увеличить количество новых подключений. «Евросеть» и «Связной» объясняли отказ от Samsung высоким уровнем брака, а источник, близкий к корейскому производителю, – снижением доходности от его продаж. Этот отказ стал и одной из причин того, что за первые девять месяцев 2015 г. выручка «Евросети» год к году снизилась на 15%, следует из материалов ритейлера, с которыми ранее ознакомились «Ведомости». При этом чистая прибыль ритейлера составила 1,09 млрд руб. против 175,5 млн руб. чистого убытка за тот же период 2014 г.

Именно отказ от смартфонов Samsung и замена их аппаратами других брендов (в первую очередь Lenovo) стал одной из причин роста чистой прибыли «Евросети», утверждает Малис. Рентабельность продаж смартфонов этих брендов оказалась в среднем на 20% выше, чем Samsung. Нарастить рентабельность позволило и то, что «Евросеть» стала закупать электронику большими, чем раньше, партиями и таким образом получать дополнительные скидки, рассказывает он. По словам Малиса, другим фактором роста стало сокращение количества в России платежных терминалов. Сокращение терминального бизнеса во второй половине 2015 г. произошло из-за борьбы Центробанка с обналичиванием, рассказывали ранее «Ведомостям» несколько участников рынка моментальных платежей. В частности, в конце октября 2015 г. Qiwi Plc. объявила, что за три месяца количество терминалов в ее сети сократилось примерно на 15%. Часть моментальных платежей перетекла в торговые точки «Евросети» - в 2015 г. оборот финансовых услуг в ее салонах вырос на 30%, отмечает Малис.

Отрицательный эффект от инвестиции «Мегафона» в «Евросеть» - «доля в общем совокупном убытке совместного предприятия» (т. е. ритейлера) - в 2015 г. усилился. Убыток, который показал Мегафон», по сравнению с 2014 г. вырос на 14% до 0,59 млрд руб. По правилам МСФО «Мегафон» обязан начислять на прибыль «Евросети» амортизацию по нематериальным активам и основным средствам «Евросети» как ассоциированной компании, оцененным по справедливой стоимости, говорил ранее представитель «Евросети». Расходы по амортизации вычитаются из прибыли, полученной от ассоциированной компании, таким образом и возникает убыток, объяснял он.

«Мегафон» и «Вымпелком» не раскрывают прибыль своих розничных сетей. Выручка «Мегафона» от продаж оборудования и аксессуаров в 2015 г. год к году снизилась на 14% до 19,9 млрд руб., следует из сообщения компании. Спрос смещается в сторону более дешевых моделей смартфонов 3G и 4G, представленных на российском рынке эксклюзивно «Мегафоном», объясняет такую динамику оператор. Также его представители напоминают о резком росте продаж дорогих устройств в конце 2014 г., который привел к снижению спроса на них в дальнейшем.