USB-модемы и роутеры продаются все хуже

Это может повлиять на темпы роста выручки операторов от передачи данных
Модемы не продаются /Д. Абрамов

В IV квартале 2015 г. продажи USB-модемов и роутеров в фирменных магазинах МТС снизились до минимального за два года уровня, говорится в материалах оператора. Модемов всех категорий (3G и 4G) было продано на 40% меньше, а роутеров – на 30%, чем годом ранее, рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. Падение спроса на модемы и роутеры он связывает с обвалом продаж компьютеров и ноутбуков. Кроме того, основным устройством для выхода в интернет стал смартфон, считает Солодовников. Доля смартфонов в сети МТС по итогам 2015 г. составила 48,4%.

Темпы падения продаж WiFi-оборудования (модемов и роутеров) действительно увеличились, подтверждает директор управления закупок «Евросети» Алексей Широков. «Вымпелком» также зафиксировал сокращение спроса на модемы в своей розничной сети. Продажи устройств упали в 1,6 раза по сравнению с 2014 г., говорит представитель оператора.

Представитель «Связного» Мария Заикина подтверждает, что базовыми устройствами для выхода в сеть становятся смартфоны и планшеты: они компактны, не требуют допоборудования для полноценной работы в сети и сами могут выступать точкой доступа. На снижение продаж USB-модемов также влияет падение рынка ноутбуков, считает она.

Падение продаж модемов и роутеров грозит операторам снижением темпов роста выручки, объясняет Солодовников: средний месячный счет у пользователей модемов в 2,5 раза больше, чем у пользователей обычных смартфонов и в 1,6 раза больше, чем у пользователей LTE-­смартфонов. У «Вымпелкома» средний счет за услуги передачи данных пользователей модемов по итогам 2015 г. в 3 раза превысил показатель смартфонов, рассказывает представитель этого оператора. МТС будет стимулировать абонентов пользоваться интернетом со смартфона, а также наращивать проникновение смартфонов в своей базе, говорит Солодовников. Количество абонентов оператора с умными телефонами по итогам 2015 г. увеличилось на 6 п. п. до 48,4%.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков считает, что эффект от падения продаж модемов будет кратковременным. Месячный счет за интернет у пользователей модемов действительно выше, чем у других абонентов, но с уменьшением количества модемов пользователи смартфонов и планшетов получат возможность скачивать больше данных на большей скорости и, соответственно, больше платить, рассуждает Кусков. По оценке Telecom Daily, у «большой тройки» количество пользователей USB-модемов варьируется от 5 до 10% от абонентской базы пользователей мобильного интернета. «Мегафон» не раскрывает данные о продажах модемов, а Tele2 начала их продавать только в прошлом году.