Российский рынок мобильных платежей растет в 2,5 раза медленнее мирового
На счетах российских абонентов мало денег, и способов потратить их меньше
В 2015 г. оборот российского рынка мобильных финансовых услуг вырос на 37% до 70,4 млрд руб., а количество их пользователей – на 15,3% до 11,9 млн человек. Это следует из отчета AC&M-Consulting. Среднегодовой рост рынка ее аналитики оценивают в 25–30%, аудитории – в 15–20%. Мировой рынок финансовых услуг, предназначенных для пользователей мобильных устройств, ежегодно растет на 90–100%: в 2015 г. он увеличился более чем на 88% до $134 млрд, а количество пользователей – на 50% до 1 млрд человек, подсчитала AC&M-Consulting.
Оборот МТС по платежам с абонентских счетов за товары и услуги вырос в прошлом году на 14% до 14,6 млрд руб., а количество пользователей мобильной коммерции – на 19% до 3,1 млн человек, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. У «Мегафона» абонентов, совершающих мобильные платежи, стало больше на 15% – 10 млн, рассказывает его представитель Юлия Дорохина. А в среднем за месяц такие транзакции совершает около 3 млн человек. У «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) оборот по мобильным финансовым сервисам в 2015 г. вырос более чем на 80% и составил 3,5 млрд руб., говорит его представитель Константин Прокшин. Количество пользователей более чем удвоилось – сейчас в среднем за месяц такие сервисы используют около 2% абонентов Tele2.
По итогам 2013 г. во всем мире мобильными финансовыми сервисами пользовалось примерно 13% сотовых абонентов, а в России – менее 5%.
По темпам роста рынка Россия отстает не только от развитых, но и от развивающихся стран, отмечает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова. От развитых – потому, что у российских абонентов на счетах, как правило, меньше денег; от развивающихся – потому, что в России лучше развита банковская система, достаточно распространены банковские карты и интернет-банкинг.
AC&M-Consulting разделяет финансовые услуги для мобильных устройств на три категории: оплата товаров и услуг (мобильная коммерция), денежные переводы и локальные платежи (за общественный транспорт, вендинговые автоматы и проч.). Быстрее всего во всем мире растут денежные переводы (в 2015 г. – на 95%), но в обороте рынка этот сегмент занимает пока только 22%. На мобильную коммерцию приходится 72%, на локальные платежи – 6%. В России же 55% рынка – это переводы, а практически все остальное – локальные платежи. В России мало торговых точек и предприятий в сфере услуг, принимающих мобильные платежи, удобных способов заплатить с телефона немного, объясняет Панкратова. А доля локальных платежей невысока потому, что до 2015 г. активно в России их никто не продвигал.
Есть куда расти
Для проведения локального платежа, как правило, нужно, чтобы смартфон абонента поддерживал технологию NFC, повышающую безопасность платежа, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. К началу 2016 г. эту технологию поддерживало 7 млн смартфонов – примерно каждый десятый из используемых в России, считает он.
В таких странах, как Филиппины и Индонезия, количество пользователей мобильных финансовых услуг выросло в 2015 г. в разы, рассказывает Олег Вольпин, вице-президент Amdocs EMEA (разрабатывает, в частности, решения для моментальных платежей). По его словам, операторы решили две проблемы, сдерживавшие развитие этого рынка: упростили крайне сложную процедуру вывода средств с мобильных счетов и нашли способ удобно для абонента и оперативно информировать его о состоянии этих счетов. Для этого потребовалось модернизировать программное обеспечение, а также провести совместные с ритейлерами и другими продавцами товаров и услуг маркетинговые кампании, чтобы убедить людей в простоте и надежности такого способа оплаты, говорит Вольпин.
В России абоненты не очень доверяют операторам, когда речь идет о финансовых сервисах, следует из отчета AC&M-Consulting.
«Вымпелком» относит к мобильным финансовым сервисам как мобильные платежи и переводы, так и страхование, операции по платежным картам «Билайн», благотворительные платежи, говорит его представитель Анна Айбашева. В 2015 г. количество пользователей таких услуг в сети оператора выросло на 22%, а оборот по ним – на 11%, отмечает она.