Статья опубликована в № 4074 от 16.05.2016 под заголовком: Четвертый телевизор мира

По количеству абонентов платного ТВ Россия на четвертом месте в мире

По доходам и по проникновению ей далеко до десятки лидеров

На конец 2015 г. услугами платного телевидения в России пользовалось 39,5 млн абонентов, это примерно 4,4% от мировой базы абонентов платного телевидения, следует из отчета британской Digital TV Research. По количеству пользователей Россия уступила только Китаю (263,7 млн), Индии (148,5 млн) и США (97,6 млн). На пятом месте – Япония, где платным ТВ пользуется 25,1 млн домохозяйств.

Ни по проникновению услуг платного ТВ, ни по доходам от этой услуги Россия не входит в десятку лидеров. Первое место по проникновению занимает Норвегия, где этой услугой пользуется 96,5% домохозяйств. По доходам же лидирует Бразилия, в 2015 г. выручка операторов платного ТВ там составила $7,3 млрд. Лидеры по абонентской базе – США, Китай и Индия – также не входят в десятку лидеров по проникновению, но занимают 1-e, 2-е и 7-е места по доходам ($104,3 млрд, $9,8 млрд, $4,3 млрд).

По проникновению услуг платного ТВ (71,8% на конец 2015 г.) Россия занимает 35-е место в мире, говорит ведущий аналитик Digital TV Research Саймон Мюррей. А доходы от этих услуг в России, по его подсчетам, составили чуть менее $1,13 млрд в 2015 г., и страна заняла 21-е место. По итогам 2014 г. Россия также занимала 4-е место по количеству абонентов платного ТВ, отмечает Мюррей. При этом по проникновению платного ТВ она была на 34-м месте в мире, а по доходам – на 28-м, утверждает он.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков согласен с оценкой Digital TV Research количества российских абонентов платного ТВ, а вот оценку доходов в 82,4 млрд руб. (по курсу ЦБ на 31 января 2015 г.) считает спорной. Из расчетов Telecom Daily следует, что в 2015 г. операторы получили от предоставления услуг платного ТВ в России до 70 млрд руб., утверждает он.

По данным «ТМТ консалтинга», количество абонентов платного ТВ в России в 2015 г. выросло на 3,7% до 39,4 млн, а доходы его операторов – на 16,5% до 67,2 млрд руб.

То, что Россия входит в первую пятерку по количеству подписчиков платного ТВ, Кусков объясняет тем, что бесплатное аналоговое эфирное ТВ недоступно значительной части населения России, а выход на рынок государственного эфирного цифрового ТВ во многом опоздал и большим интересом у телезрителей оно не пользуется. Абонентская база платного ТВ растет в основном за счет спутниковых подключений, а также за счет расширения телевизионной аудитории, считает он. «Ростелеком» модернизирует сети по всей России, предоставляя абонентам более высокие скорости доступа, что дает им доступ к интернет-телевидению, объясняет Кусков.

То, что при большом количестве абонентов выручка от услуг платного ТВ в России относительно невелика, объясняется высоким уровнем конкуренции в этом сегменте рынка и низкими доходами абонентов, продолжает Кусков. При этом модель, по которой уже много лет развивается самое популярное в России спутниковое ТВ, предполагает довольно высокую стоимость приемного оборудования при крайне низкой (от 100 руб. в месяц) абонентской плате, рассказывает он. По его мнению, проникновение услуг платного телевидения в России будет расти и в течение трех лет может увеличиться до 76–78%.

Абонентская база платного ТВ «Ростелекома» в 2015 г. выросла с 8 млн до 8,6 млн подписчиков, при этом выручка от ТВ-услуг увеличилась на 27% – с 15,2 млрд до 19,4 млрд руб., рассказывает его представитель Андрей Поляков. 27% прироста выручки связано с увеличением абонентской базы интерактивного ТВ, увеличением потребления видео по запросу, утверждает он. За год средний доход от телеабонента в месяц (ARPU) вырос на 21% до 181 руб., подчеркивает Поляков.

По итогам 2015 г. число подписчиков на платное ТВ МТС выросло на 2% примерно до 2,75 млн, рассказывает представитель оператора Дмитрий Солодовников. Рост происходил в основном за счет перевода абонентов аналогового ТВ на цифровое, гибкой контентной политики и вывода на рынок дополнительных услуг, говорит он.

На выручку российских операторов платного ТВ негативно влияет неэффективность борьбы с пиратством и сильная конкуренция, зачастую приводящая к демпингу, считает сотрудник одного из провайдеров платного ТВ. Также на рынок давит бесплатное телевидение: зрителей оно привлекает качественным рейтинговым контентом, причем обязательные общедоступные каналы, показывающие его, операторы транслируют бесплатно, сетует он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать