Доходы от мобильной связи у всех операторов «большой тройки» выросли на 0,9%

МТС прекратила раскрывать часть показателей
Многие показатели МТС теперь останутся в тени/ А. Гордеев/ Ведомости

Выручка МТС растет быстрее, чем у конкурентов, во многом из-за резкого роста продаж мобильных устройств – на 71% год к году до 10,7 млрд руб., однако эти продажи оказали давление на рентабельность, замечает аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Хотя рентабельность у МТС снизилась все же меньше, чем у остальных игроков «большой тройки», добавляет он.

МТС увеличила операционную прибыль за вычетом амортизации (OIBDA) в России в I квартале 2016 г. на 1,1% до 38,6 млрд руб., рентабельность по OIBDA упала на 2,1 п. п. до 40,1%, следует из ее отчетности. У «Мегафона» за тот же период этот показатель упал на 5% до 30,2 млрд руб., рентабельность составила 40,8%. Падение EBITDA «Вымпелкома» в I квартале составило 8% до 24,2 млрд руб., рентабельность – 36,4%. У «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2), продолжающего стройку и тратящего деньги на выход в новые регионы, в том числе в Москву, показатель EBITDA упал на 43,6% до 3 млрд руб., а рентабельность по нему составила лишь 12,2%.

Рост выручки от услуг мобильной связи в России в I квартале 2016 г. у всех операторов «большой тройки» был приблизительно равным – на 0,9%. В абсолютном значении МТС осталась лидером по этому показателю – 71,1 млрд руб. Выручка «Вымпелкома» от услуг мобильной связи выросла до 52,6 млрд руб., у «Мегафона» – до 63,4 млрд руб.

При этом выручка всего российского бизнеса МТС увеличилась на 6,5% год к году, говорится в сообщении компании. Она росла за счет увеличения доходов от продаж устройств, передачи данных и увеличения абонентской базы в России, заявил вчера журналистам президент группы МТС Андрей Дубовсков.

Монополия смартфонов

Больше половины устройств, работающих в сети МТС, являются смартфонами, следует из отчета оператора. Их доля по итогам I квартала составила 50,3%. За три месяца она выросла на 1,9 п. п.

Агрессивное развитие собственной розницы МТС никак не сказалось на рентабельности, поскольку компенсируется существенным снижением расходов на дилерскую комиссию, заявил вчера Дубовсков. Если экономия на дилерской комиссии действительно компенсирует расходы на розницу, значит, рентабельность МТС страдает из-за усиления конкуренции на рынке – снижения тарифов и, как следствие, снижения маржинальности сервисов, замечает Васин.

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин обращает внимание на то, что выручка от мобильных услуг у МТС росла одинаково с другими игроками «большой тройки» – примерно на 1%. В условиях выхода Tele2 на московский рынок и сложной макроэкономической ситуации это можно считать неплохим результатом, полагает он.

МТС продолжает испытывать на себе давление со стороны усиления конкуренции в Московском регионе и сокращения доступных ей точек продаж контрактов после ухода из розницы «Связного», говорит аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Динамика российской абонентской базы МТС, на его взгляд, подтверждает это: за I квартал она прибавила менее 3,8% год к году, что является самым низким показателем среди «большой четверки». Поэтому оператор вынужден активно инвестировать в развитие монобрендовой розницы, что, в свою очередь, негативно влияет на рентабельность. Квартал к кварталу база МТС остается стабильной, хотя у «Мегафона» и «Вымпелкома» она снизилась, возражает Либин.

Начиная с I квартала МТС перестает раскрывать показатели оттока абонентов, среднего дохода, который приносит каждый из них в месяц (ARPU), и количества минут, которые он за этот период выговаривает (MOU), а также доходы от мобильной передачи данных.

В ситуации широкого распространения пакетных тарифных планов эти индикаторы перестали быть репрезентативными, объяснил вчера этот шаг вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич. В конце прошлого года в интервью «Интерфаксу» Лацанич утверждал, что МТС не намерена отказываться от демонстрации этих показателей: «ARPU и MOU являются индикаторами бизнеса, поэтому мы намерены и впредь показывать их нашим акционерам, инвесторам и рынку».

Когда компания начинает закрывать традиционные метрики, это не очень хороший признак, говорят аналитики. Это снижает прозрачность бизнеса для инвесторов, признает Либин. В отказе от MOU и ARPU есть определенная логика, поскольку операторы используют разные методики подсчета этих показателей, рассуждает Васин. А вот отказ от раскрытия оттока настораживает и косвенно свидетельствует об усложнении ситуации на рынке и опять же об усилении конкуренции, констатирует он. Сомнительным решением называет сокрытие оттока и Нигматуллин. Сокращение предоставляемой инвесторам информации пусть и не критично, но не добавляет инвестиционной привлекательности, считает он.