Китайский рынок мобильных платежей стал самым большим в мире

Конкуренция на нем обострилась до предела
Китайский рынок мобильных платежей стал самым большим в мире, обогнав даже американский/ AP

Конкуренция на рынке мобильных платежей в Китае обострилась: использование кредитных карт в стране ограничено, и сотни миллионов пользователей смартфонов перешли на оплату при помощи мобильного, пишет WSJ. В прошлом году объем мобильных транзакций в Китае удвоился по сравнению с предыдущим годом, достигнув $235 млрд. Китайский рынок даже перерос рынок США (тот увеличился на 42% до $231 млрд, согласно данным Euromonitor International).

С тех пор как китайские покупатели стали активно использовать мобильные платежи, Alibaba Group сделала ставку на развитие своей системы платежей – Aliplay (запущена аффилированной компанией). Теперь же отхватить свой кусок рынка захотел и конкурент Alibaba – Tencent Holdings, – который пытается использовать для этого популярность своего WeChat. Запрыгнуть в тот же поезд пытаются и крупные иностранные компании, включая Apple и Samsung.

В 2015 г. Tencent практически удвоила свою долю на китайском рынке мобильных платежей – до 20% с 11% в 2014 г., в то время как доля Aliplay упала с 82 до 68% (данные iResearch).

Tencent снабдила свой WeChat с ежемесячной базой активных пользователей в 762 млн человек платежной системой WeChat Pay. Однако часть пользователей все еще воспринимает чат как средство общения, а не платежей. Tencent борется с этой проблемой, заключая партнерские соглашения с крупными компаниями, завлекая пользователей различными скидками и акциями. За последний год партнерами приложения WeChat Pay стали McDonald’s, 7-Eleven и Uniqlo.

Alibaba также не отстает и заключает альянсы со смежными бизнесами. В прошлом месяце компания инвестировала совместно с аффилированной структурой $1,25 млрд в сервис доставки еды Ele.me.

Несмотря на рост, бизнес мобильных платежей Tencent не приносит прибыли. Между тем затраты Tencent на продажи и маркетинг выросли в I квартале на 53%, частично из-за повышения затрат на развитие платежного сервиса. Alibaba не раскрывает, является ли прибыльным ее платежный бизнес.

Развивая мобильные финансовые сервисы, Alibaba и Tencent убивают сразу двух зайцев. Платежные платформы помимо прочего позволяют им собирать больше данных о сделках своих пользователей. Эти данные могут помочь адаптировать финансовые услуги. Финансовые филиалы двух компаний предлагают кредиты и инвестиционные продукты.