Технологии
Бесплатный
Елизавета Серьгина
Статья опубликована в № 4082 от 26.05.2016 под заголовком: Клик – и платная подписка

Платная подписка в один клик

Абоненты сотовых операторов помимо своей воли могут подписаться на платные сервисы

Сотрудники «Ведомостей» – абоненты МТС и «Вымпелкома» на днях помимо своей воли оказались подписчиками платных услуг. При заходе на некоторые сайты из браузера мобильного телефона они получили sms о подключении к платной услуге. Абонент «Вымпелкома» оказался пользователем канала «Видеомир 18+», а МТС – ресурсов Moyamedia.ru и Filoteka.ru. Отписаться от подписки можно было, отправив сообщение. Но списание средств за первый день «пользования» услугой – в обоих случаях 20 руб. – произошло моментально.

Всплеска обращений в Роскомнадзор по этому поводу нет, говорит представитель ведомства Вадим Ампелонский. Возможно, абоненты жалуются непосредственно самим операторам, отмечает он.

Действительно, «Ведомости» обнаружили неоднократные жалобы на подобные проблемы в публикациях абонентов МТС, «Вымпелкома» и Tele2 за последние три месяца на официальных страницах этих операторов в Facebook и «В контакте». Один из абонентов «Мегафона» сообщал о подобной проблеме в своем блоге. Все они отмечали, что не давали согласия на подписки, а просто заходили на сайты различной тематики и оказывались подключенными к услугам стоимостью от 20 до 100 руб. в день. Ответы представителей МТС, «Вымпелкома» и Tele2 на подобные жалобы в социальных сетях почти идентичны. Подтверждение подписки происходит незаметно для абонента при клике на рекламный баннер или посещении сомнительного сайта, пишут они.

Доходы падают

В последние годы доходы операторов от платного контента падают, говорит партнер AC&M Consulting Оксана Панкратова. Это демонстрирует, что компании действительно эффективно борются с мошенниками в этой отрасли. Так, в 2015 г. МТС заработала на контенте 11,6 млрд руб. по сравнению с 14,7 млрд годом ранее, «Мегафон» – 13,2 млрд и 15,4 млрд руб. соответственно. Небольшой рост показал только «Вымпелком» – 16,8 млрд руб. в 2015 г. против 16,45 млрд годом ранее.

Юрий Синодов, совладелец проекта Teleus.ru, освещавшего проблему мобильного мошенничества (сейчас заморожен), рассказывает, что платная подписка в один клик может осуществляться при помощи невидимой абоненту кнопки с согласием на подписку. Контент-провайдеры могут договариваться с владельцами сайтов о размещении «хорошей» рекламы. Но впоследствии может меняться или сам рекламируемый сайт, или код, который работает мошенническим образом, не информируя абонентов о стоимости услуг и о самом факте подписки, объясняет Синодов.

Операционный директор крупного контент-провайдера i-Free Дина Попова говорит, что операторы очень жестко реагируют на такие случаи. Компании борются с этим явлением, подтверждает Синодов, но считают определенный его процент допустимым.

Некоторые сайты действительно делают кнопки подписок незаметными. МТС тщательно мониторит их, объясняет представитель оператора, и при выявлении нарушений штрафует, возвращая деньги пользователям. То же самое говорит и представитель Tele2. Недобросовестных партнеров Tele2 может и вовсе отключить. Контент-провайдер обязан явно указывать платный характер и конкретную стоимость услуги, отмечает представитель «Вымпелкома». В случае нарушений к провинившимся применяются строгие штрафные санкции. Представители всех операторов напоминают, что для их абонентов работают специальные авансовые контентные счета, которые позволяют избегать подключения платных подписок без ведома абонента.