Spotify может выйти в Россию со второй попытки

В прошлом году компания закрыла здешний офис из-за политических рисков
На российском рынке онлайн-музыки, возможно, грядет пополнение/ А. Гордеев/ Ведомости

Шведская Spotify задумалась о возвращении на российский рынок, рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких крупных музыкальных лейблов и медиакомпаний. Обсуждение на очень ранней стадии, решение о выходе пока не принято, но компания отдает себе отчет в том, что Россия – крупный рынок с большим потенциалом роста, говорят собеседники «Ведомостей». Представитель Spotify не ответил на запрос.

Spotify основана в 2006 г. шведами Даниэлем Эком и Мартином Лоренцоном, она стала первым музыкальным стриминговым сервисом, позволяющим слушать музыку онлайн, не скачивая ее на компьютер. Работает сервис по подписке и по рекламной модели. Сейчас у Spotify 100 млн пользователей во всем мире, за подписку платят 30 млн.

Это уже вторая попытка Spotify выйти в Россию. Spotify готовилась запустить здесь свой музыкальный сервис весь 2014 год и даже создала юридическое лицо – ООО «Спотифай». В базе «СПАРК-Интерфакс» это ООО до сих пор числится действующим. Компания даже успела инвестировать в проект – по итогам 2014 г. ООО зафиксировало почти 15 млн руб. убытка – и наняла директора российского офиса, Александра Кубанеишвили, с которым затем рассталась.

Сама по себе

Spotify планировала работать в России с местным оператором связи. Переговоры шли, в частности, с МТС. Но сервис может выйти на рынок и без поддержки оператора, говорит человек, знакомый с планами Spotify. Серьезных переговоров о партнерстве с российскими операторами Spotify не ведет, утверждают сотрудники нескольких операторов.

Запуск был назначен на первую половину 2015 г., но в самом начале года выяснилось, что компания передумала – запуск проекта так и не состоялся. Близкий к Spotify человек рассказывал, что компания испугалась политического и экономического кризиса в России. Смущали ее и новые законы – например, шведы не понимали, как выполнить норму о хранении данных пользователей в России и не коснется ли компании закон, ограничивающий долю иностранного владения в российских СМИ планкой в 20%. А поскольку компания в тот момент временно сворачивала международную экспансию, то в Россию было решено не выходить.

В этом году Spotify возобновила экспансию – например, запустила сервис в Индонезии, говорит человек, знакомый с планами компании. По его словам, Spotify изучает все страны, где еще не работает, в том числе и Россию. По продажам цифровой музыки Россия занимает 57-е место в мире, при населении более чем 140 млн человек потенциал роста очень большой, уверен собеседник «Ведомостей». По оценке PwC, в прошлом году российский рынок цифровой музыки вырос на 11% до $30,4 млн.

Российские пользователи не очень привыкли платить за контент, говорит топ-менеджер музыкального лейбла. С другой стороны, они с удовольствием слушают музыку в режиме стриминга – их приучила к этому социальная сеть «В контакте», замечает он. К тому же менеджеров Spotify радует, что в России работает антипиратский закон, а также успех музыкального сервиса Apple Music. Один из собеседников «Ведомостей» говорит, что у Apple Music уже больше 400 000 пользователей в России и каждый платит минимум 169 руб. в месяц. Успех Spotify будет зависеть от того, удастся ли компании доказать, что ее сервис выгодно отличается от Apple Music, Google Play, «Яндекс.Музыки», Deezer и др., рассуждает сотрудник звукозаписывающей компании. Ведь на многих рынках Spotify была в числе первых, а в Россию выходит одной из последних.