Статья опубликована в № 4122 от 22.07.2016 под заголовком: ZTE растет быстрей Apple

Китайские смартфоны завоевывают Россию

Из-за кризиса и ценовой войны между ритейлерами

В первой половине 2016 г. доля китайской компании ZTE (контроль – у КНР) на российском рынке смартфонов удвоилась по сравнению с первым полугодием 2015 г., рассказал «Ведомостям» человек, близкий к компании – партнеру нескольких сотовых ритейлеров. Доля ZTE в штуках выросла на 3 процентных пункта до 6%, утверждает сотрудник одного из ритейлеров. Представитель «Евросети» Ульяна Смольская говорит об увеличении доли до 8%, или на 5 п. п. С оценкой «Евросети» согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

По предварительной оценке Telecom Daily, в первом полугодии 2016 г. в России было продано 11,3 млн смартфонов (+9% по сравнению с первым полугодием 2015 г.).

По росту доли на российском рынке ZTE сравнима с Apple, доля которой в первом полугодии 2016 г. по сравнению с январем – июнем 2015 г. выросла до 11%, или на 4 п. п., утверждает Смольская. По ее расчетам, у ZTE сейчас 4-е место (делит его с Fly и Alcatel), а 1-е, 2-е и 3-е – у Samsung, Apple и Lenovo.

Правда, по данным МТС, ZTE – на 6-м месте после Samsung, Apple, Lenovo, Alcatel и Fly. ZTE занимала 6-е место и год назад, с тех пор ее позиции улучшились, утверждает Смольская. За год ZTE, в частности, обошла Sony (ее доля снизилась до 2%, или на 3 п. п.) и LG (ее доля – 4%, на 1 п. п. выше, чем годом ранее).

Китайская доля

По данным Gartner, в I квартале 2016 г. в первую пятерку поставщиков смартфонов на мировой рынок входили три китайские компании: Huawei, Oppo и Xiaomi. На них пришлось 17,2% поставок смартфонов в мире.

Директор ZTE по продажам в России и СНГ Евгений Ладыгин согласен с оценками «Евросети». Китайские компании при продвижении продукции перестают фокусироваться лишь на внутреннем рынке: их маркетинг адаптируется для рынков других стран, рассказывает Ладыгин. Кризис и ослабление национальных валют создали дополнительные конкурентные преимущества перед российскими локальными брендами (B-брендами): себестоимость смартфонов китайских производителей не изменилась, а закупочные цены для компаний, которые, по сути, просто брендируют смартфоны, выросли, объясняет он.

Директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков связывает рост доли ZTE с активной рекламой и маркетинговым продвижением, которым компания занималась в течение прошедшего года – в частности, особенно активно во II квартале 2016 г. ZTE предложила широкий модельный ряд смартфонов, охватывающий большинство сегментов, и в каждой нише ей удалось создать хорошее предложение, считает он.

ZTE не единственный китайский бренд смартфонов, спрос на который увеличивается в России. В I квартале 2016 г. в России было продано более чем в 8 раз больше смартфонов Huawei, чем за тот же период годом ранее, – свыше 124 000, сообщала МТС. Выручка от их продажи выросла почти в 10 раз, составив около 1,5 млрд руб. По словам представителя МТС, за 5 месяцев 2016 г. продажи смартфонов Huawei по России увеличились в 5,6 раза. Как отмечали представители «М.видео» и МТС, доля Huawei относительно невелика: за первые 5 месяцев 2016 г. она составила около 2,5%. Но годом ранее она не превышала 1%.

Раньше смартфоны китайских брендов продавались преимущественно в низких ценовых сегментах (до 5000–7000 руб.), теперь их влияние распространяется на среднюю и высокую категории, отмечали представители «Связного».

Кусков напоминает, что рост продаж китайских брендов пришелся на ценовую войну ритейлеров, начавшуюся в прошлом году. МТС, контракты которой перестал продавать «Связной» после смены акционера, объявила, что будет продавать смартфоны практически по себестоимости. Такая стратегия была призвана зазвать посетителей и стимулировать их активнее подключаться к мобильному интернету. Летом 2015 г. «Евросеть», «Связной», а также салоны «Вымпелкома» и «Мегафона» перестали торговать смартфонами Samsung. Отказ от Samsung «Евросеть» и «Связной» объясняли высоким уровнем брака, а человек, близкий к Samsung, – желанием ритейлеров добиться более выгодных условий во время ценовой войны с МТС. Розничные сети стали замещать Samsung смартфонами других брендов – и китайские аппараты, с их приемлемыми ценами и заметно выросшим качеством, заполнили пустые полки, резюмирует Кусков.