RAEX понизило рейтинг «Национальной медиа группы» до А и отозвало его

На рейтинге компании негативно сказалась нестабильная ситуация на медийном рынке

Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») понизило рейтинг долгосрочной кредитоспособности «Национальной медиа группы» до уровня А (первый подуровень, со стабильным прогнозом), говорится в сообщении агентства. Ранее у компании был рейтинг на уровне А+.

RAEX больше не будет публиковать рейтинг НМГ — компания отказалась от рейтингования. Пресс-секретарь НМГ Юлия Эмм подтвердила это «Ведомостям». «У нас нет необходимости получать кредитный рейтинг, мы не являемся активным участником рынка займов», - сказала она. Но RAEX должно было опубликовать рейтинг компании по правилам самого агентства. «Перед тем как прекратить рейтинговать компанию, мы обязаны присвоить ей рейтинг», - сказал «Ведомостям» управляющий директор по корпоративным рейтингам RAEX Павел Митрофанов.

НМГ была создана в 2008 г. путем объединения медийных активов банка «Россия» Юрия Ковальчука, Алексея Мордашова и страховой группы «Согаз». Сейчас это один из крупнейших частных медиахолдингов в России, который владеет такими каналами, как «Пятый» и РЕН ТВ, а также блокпакетом «Первого канала». Также НМГ контролирует около 20% рынка платного ТВ в России: кроме неэфирных каналов Discovery совместное предприятие группы и этого американского холдинга управляет в России каналами Turner. Такое же СП у НМГ есть с группой фондов Baring Vostok, которое управляет в России каналами Viasat. Среди активов холдинга также есть производитель сериалов Art Pictures Vision, газеты («Известия», «Metro-Петербург» и «Спорт-экспресс»), а также радиостанция «Русская служба новостей». Стоимость активов компании по состоянию на конец марта 2016 г. RAEX оценивает в 16,5 млрд руб.

Cама НМГ не раскрывает структуру акционеров. Известно, что Ковальчук и банк «Россия» больше не контролируют НМГ. В противном случае группа не смогла бы создать СП с американскими компаниями – бизнесмен и его банк находятся под санкциями правительств США и Евросоюза. Источник в НМГ и близкий к холдингу человек рассказывали «Ведомостям», что сейчас банк «Россия» контролирует около 17% акций НМГ. Более 50% – у структур Алексея Мордашова и «Сургутнефтегаза», подтверждал другой собеседник «Ведомостей», остальное – у группы «Согаз», которую структуры банка «Россия» с прошлого года перестали контролировать.

RAEX в сообщении указало на риски, связанные с деятельность НМГ. Среди них общая неустойчивая динамика медийного рынка. «Негативное влияние на рейтинг компании оказывает общая неустойчивая динамика медийного рынка, что привело к ухудшению финансового состояния крупнейших вложений компании и оказало сдерживающее влияние на уровень рейтинга», - цитирует RAEX в сообщении Митрофанова. В прошлом году телеканалы сильно сократили свои рекламные доходы. По данным Ассоциации коммуникационных агентств, рекламодатели сократили расходы на рекламу на ТВ на 19% до 136,7 млрд руб. Весь рекламный рынок сократился на 10% до 307 млрд руб. Также RAEX указало на невысокую диверсификацию бизнеса. Также в НМГ подчеркивают, что активы холдинга достаточно диверсифицированы по сравнению с другими игроками на медиарынке.

Среди сдерживающих факторов «умеренно высокая доля краткосрочной дебиторской задолженности», а также «высокая доля крупнейшего контрагента в структуре дебиторской задолженности». О каком контрагенте идет речь, в сообщении не уточняется.

Также у НМГ недостаточная «рентабельность управляющей компании группы». Эмм говорит, что НМГ не является операционной компанией и в первую очередь отвечает за управление и развитие активов и группы в целом, повышение операционной эффективности, стратегические инвестиции и инициативы по развитию активов холдинга.

Среди сдерживающих факторов есть и «низкий уровень раскрытия финансовой информации», говорится в сообщении агентства. Но у НМГ форма акционерного общества — ЗАО, и компания не обязана нигде публиковать финансовую отчетность.