«Институт стволовых клеток» нашел риски для бизнеса в СМИ
Негативное отношение в статьях может повлиять на продажи, опасается компания
Институт стволовых клеток человека» (ИСКЧ) отнес к отраслевым рискам «повышенное внимание со стороны журналистского сообщества». Об этом сказано в проспекте допэмиссии компании.
ИСКЧ – российская биотехнологическая компания, основанная в 2003 г. Она, по собственным данным, специализируется на разработке и продаже собственных лекарственных препаратов, а также на услугах в сфере регенеративной медицины и медицинской генетики, генной терапии, биострахования и биофармацевтики. В 2009 г. ИСКЧ провел первичное размещение акций на Московской бирже. В июле этого года ИСКЧ объявил о планах привлечь дополнительные инвестиции путем размещения допэмиссии по открытой подписке на Московской бирже. Как следует из проспекта, компания разместит 18 млн акций (19% увеличенного уставного капитала).
Среди рисков, которые могут оказать влияние на финансовое положение компании, ИСКЧ прописала в проспекте: «время от времени» в прессе размещаются негативные и ложные статьи об отрасли банкирования стволовых клеток. Эти статьи также порочат деловую репутацию банков пуповинной крови и, в частности, принадлежащего ИСКЧ Гемабанка, отмечается в документе. Деятельность компании зависит от того, как клиенты воспринимают ее в целом, а также ее бренд, качество услуг, поясняется там же.
Дорогая репутация
«Негативное отношение к любому аналогичному продукту <...> может косвенно затронуть репутацию и в конечном итоге деятельность компании», – говорится в проспекте. Потенциальные клиенты ИСКЧ в России и СНГ недостаточно информированы, считает компания, поэтому любая ошибочная информация может снизить ее продажи.
ИСКЧ привела в пример статью журнала «Русский репортер» о банкировании пуповинной крови в России под названием «Деньги на крови младенцев», опубликованной в журнале в 2013 г. Тогда ИСКЧ посчитал, что статья содержит сведения, «не соответствующие действительности и порочащие его деловую репутацию» и в суде потребовал от журнала опубликовать опровержение. Суд требование удовлетворил.
В 2014 г. ИСКЧ вновь обратился с иском к «Русскому репортеру», на этот раз потребовав от журнала компенсации ущерба из-за сокращения продаж после публикации. Отток клиентов фиксировался на протяжении всего 2013 года, ИСКЧ обратился с запросом в «Коррас консалтинг» с просьбой оценить упущенную выгоду, говорилось в материалах суда. Только в феврале 2013 г. количество новых договоров на сбор стволовых клеток пуповинной крови сократилось на 31,3% до 209, утверждала компания в суде.
Размер убытков с момента публикации до момента подачи в суд (март 2014 г.) составил, по оценке компании, более чем 70 млн руб. Суд постановил взыскать с журнала «Русский репортер» и медиахолдинга «Эксперт» 44,4 млн руб. в пользу ИСКЧ, но в конечном счете компании подписали мировое соглашение. Репутационный вред был оценен в 4,58 млн руб., а убытки в 6 млн руб. «Русский репортер» обязался возместить их размещением рекламы в печатном издании и на сайте журнала.
Подобный риск – стандартная вещь, считает гендиректор ИСКЧ Артур Исаев. Компания работает в области высоких технологий, и СМИ иногда бывает сложно разобраться в тех или иных вопросах, поэтому компания посчитала важным отметить теоретическое наличие подобных рисков, заявил он «Ведомостям».
По словам Исаева, у ИСКЧ других подобных случаев и серьезных проблем, кроме как с «Русским репортером», не было за 13 лет существования. Компании, особенно работающие с нестандартным продуктом, должны обязательно допускать наличие таких рисков и предупреждать о них инвесторов, полагает Исаев.
Максим Дремин, заместитель гендиректора по стратегическому развитию «Алор инвеста», который был организатором IPO ИСКЧ, затруднился вспомнить примеры реализации рисков, подобных тем, о которых эмитенты предупреждали инвесторов в проспектах ценных бумаг. Некоторым отраслям такой риск действительно присущ, добавляет он: «Особенно к нему могут быть чувствительны отрасли, в которых продукт инновационный и многое основано на слухах».
Впрочем, кроме негативных публикаций в СМИ отрицательное влияние на продажи ИСКЧ могут оказать и «скепсис и антипропаганда со стороны врачей-гинекологов, потеря интереса и лояльности клиентов к услуге (как в некоторых странах ЕС)», случаи неудачного медицинского применения, а также «непосредственно с этим связанное невежественное освещение проводимых исследований и практик применения стволовых клеток пуповинной крови в средствах массовой информации». Исаев отметил, что окончательное решение о размещении акций еще не принято.