Операторы арендуют места под вышки у частных лиц

Арендовать площадки у физических лиц дешевле, чем у компаний
Операторы все чаще строят базовые станции на частных землях и зданиях/ А. Астахова / Ведомости

Сейчас 7% арендодателей площадок под вышки «Вымпелкома» – физические лица, говорит представитель оператора Анна Айбашева. По ее словам, это обходится компании дешевле, чем аренда у коммерческих организаций, но дороже, чем у муниципалитетов, рассказывает она. Однако заключить договор с частником и построить мачту выходит быстрее, поскольку сроки согласования и получения разрешений на аренду муниципальных и государственных объектов в несколько раз больше, объясняет Айбашева.

С 2016 г. «Мегафон» также начал арендовать места под базовые станции не только у организаций, но и у физических лиц, владеющих площадками, пригодными для размещения оборудования связи, говорит представитель оператора Юлия Дорохина. За год благодаря этой модели сотрудничества «Мегафон» установил десятки базовых станций, добавляет она. По ее словам, эта модель была протестирована в 2015 г. За несколько месяцев в компанию поступило более 300 предложений, поэтому теперь эта программа работает по всей стране, рассказывает Дорохина. На таких землях размещаются базовые станции всех типов, включая LTE, что позволяет точечно улучшить покрытие сети, добавляет она.

Аренда у частников позволяет снизить затраты на аренду, говорит Дорохина. Учитывая, что стоимость мобильной связи с каждым годом снижается, а стоимость аренды растет, необходимо использовать новые формы сотрудничества с арендодателями для оптимизации расходов, говорится в материалах оператора.

Размер арендных ставок представители «Вымпелкома» и «Мегафона» не раскрывают.

Представитель «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) Константин Прокшин говорит, что оператор давно заключает договоры на установку оборудования в том числе и с индивидуальными предпринимателями (регистрация в качестве ИП позволяет снизить налогообложение). Однако это единицы процентов от общего числа контрактов на аренду, уточняет он. Оператор исходит из необходимости грамотного радиопланирования сети и, если для качественного покрытия необходимо устанавливать базовые станции в конкретной точке, Tele2 сама обращается к собственнику с предложением об аренде, говорит Прокшин. Если же есть выбор между муниципалитетом, юрлицом или ИП, главную роль уже играет цена контракта, отмечает он.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников называет случаи аренды у частных лиц единичными. Как правило, МТС в таком случае старается выкупать землю. Это снимает риск внезапного увеличения арендной платы частным лицом, объясняет он. Кроме того, таким образом оператор избавляется от сложностей с эксплуатацией объекта, возникающих, например, когда специалистам оператора требуется моментальный доступ к инфраструктуре для устранения каких-либо неисправностей или модернизации.

При аренде таких площадок есть много правовых нюансов, считают юристы. Так, препятствием для подобных сделок может послужить позиция Высшего арбитражного суда, что крыша, как конструктивный элемент здания, не является самостоятельным объектом недвижимости и потому не может являться объектом аренды, говорит президент Гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов. Поэтому такие сделки не следует заключать в форме соглашения об аренде, хотя на практике не все суды разделяют эту точку зрения. Тем не менее с правовой точки зрения куда более безопасным для оператора будет заключить договор оказания услуг или договор аренды оборудования, считает Сухов.

При размещении сооружений связи на земельных участках операторам необходимо учитывать категорию земель, а также градостроительные требования и регламенты (в частности, ограничения по высотности объектов), напоминает партнер юридической компании Orient Partners Ксения Казакова. Например, для этого не могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения, а в случае размещения такого оборудования на жилых или административных зданиях уровень электромагнитных полей не должен превышать значений, допустимых санитарными нормами и правилами, говорит она.