Музыкальный сервис Spotify хочет напрямую продавать свои акции на бирже

Такие IPO проводят компании, не ожидающие большого спроса на свои бумаги
Spotify недавно обратилась к банкам за консультациями по вопросам IPO /Максим Стулов

Шведская Spotify, управляющая одноименным стриминговым сервисом, планирует провести публичное размещение своих акций до конца 2017 г. Однако это будет необычное IPO: компания хочет провести прямой листинг, в ходе которого она просто зарегистрирует свои акции на бирже и разрешит ими свободно торговать, говорят источники, знакомые с планами Spotify.

При этом привлекать дополнительные средства и андеррайтеров для размещения новых пакетов акций Spotify не будет. В этом отличие такого типа размещения от обычного IPO, когда новые инвесторы скупают бумаги у компании и ее прежних инвесторов незадолго до начала торгов, а начальная цена акций устанавливается только после проведения большого числа встреч с потенциальными покупателями.

При проведении прямого листинга инвесторы покупают акции компании на рынке сразу после внесения их в список. Цена на акцию устанавливается органически исходя из спроса и предложения. В 2015 г. частные инвесторы оценивали стоимость Spotify в $8,5 млрд. Сама шведская компания рассчитывает на оценку минимум в $10 млрд.

В 2016 г. Spotify выпустила конвертируемые облигации на сумму $1 млрд, купленные инвестфондами, в том числе TPG и Dragonone Investment Group. Процентная ставка облигаций в 5% будет расти на 1 п. п. каждые шесть месяцев до тех пор, пока Spotify не проведет IPO. Это стимулирует компанию ускорить размещение. Кроме того, прямой листинг позволит Spotify сэкономить на отчислениях андеррайтерам и избежать размывания доли, связанной с выпуском новых акций, говорят источники, знакомые с планами Spotify.

Но у прямого размещения есть риски, пишет Mergermarket. В первые дни цена акций компании будет изменчивой. Кроме того, при подобном IPO отсутствуют большие блоки акций компании, которые обычно выделяются крупным фондам: они покупают бумаги надолго, что способствует стабильности котировок компании на бирже.

Впрочем, Spotify недавно обратилась к банкам за консультациями по вопросам IPO, и не исключено, что они могут уговорить компанию провести традиционное IPO, говорит человек, знакомый с ее планами.

Прямой листинг обычно используют небольшие компании, не ожидающие большого спроса на свои акции, говорят опрошенные WSJ консультанты по IPO. Но есть и крупные компании, использовавшие этот способ размещения, – например, американское ипотечное агентство Freddie Mac.

История Spotify – типичный пример растущей антипатии к публичному размещению акций на бирже. Количество публичных компаний в США сокращается на фоне увеличения альтернативных возможностей финансирования. Компании начинают отдавать предпочтение частному финансированию, которое позволяет избежать повышенного контроля со стороны инвесторов и регулирующих органов.

Перевела Екатерина Брызгалова