Статья опубликована в № 4297 от 07.04.2017 под заголовком: ФАС раскрыла маржу

Наценка на iPhone составляет от 4 до 12,5%

Такой разброс был сформирован за счет разницы не розничных, а закупочных цен, следует из решения ФАС по делу Apple

Торговая наценка ритейлеров на Apple iPhone 6S и 6S Plus на старте продаж составляла от 4 до 12,5% и от 5 до 12,5% соответственно, следует из решения Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в котором ведомство признало российскую «дочку» Apple – ООО «Эппл рус» – виновной в незаконной координации цен на iPhone. Полная информация о закупочных ценах в документе не приводится, поскольку большинством компаний в отношении ее установлен режим коммерческой тайны, следует из документа.

Официальные продажи смартфонов iPhone 6S и 6S Plus начались в России в октябре 2015 г., и большинство ритейлеров установили и удерживали на них одинаковые цены. Так, ритейлеры закупали iPhone 6S с 16 Гб памяти у дистрибуторов и «Эппл рус» по цене от 49 866 до 54 825 руб. за смартфон, говорится в решении ФАС. При этом розничные цены на смартфон почти не отличались – от 56 989 до 56 999 руб. Закупочные цены на iPhone 6S Plus со 128 Гб памяти составляли от 73 491 до 79 790 руб., а в рознице устройство продавалось по цене от 83 989 до 83 999 руб. Эти цены ритейлеры держали в течение 2–3 месяцев после начала официальных продаж, уточняется в тексте решения.

Комментировать данные о наценке на iPhone опрошенные «Ведомостями» ритейлеры отказались, сославшись на коммерческую тайну. Обычная наценка для смартфонов составляет в среднем 5–15% к закупочным ценам, цитирует служба в своем решении письмо одного из ритейлеров.

Традиционно маржа при продаже iPhone – одна из самых невысоких и, как правило, составляет до 5%, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Наценка же в 12,5% в последние годы воспринимается уже как вполне хорошая рентабельность. Возможно, отдельные ритейлеры за счет низких закупочных цен и договоренностей с производителем добивались и такой маржи, допускает Кусков. В целом же ритейлеры в массе своей зарабатывают на продаже iPhone немного, повторяет он.

Apple натренирует менеджеров

«Эппл рус» пообещала ФАС принять более подробную антимонопольную «комплаенс-политику», обязательную для соблюдения всеми сотрудниками, следует из решения службы. Кроме того, компания ежегодно будет проводить специальные тренинги «с фокусом на правила осуществления коммуникаций с реселлерами».

У iPhone очень низкая маржа, говорит собеседник в одном из ритейлеров. IPhone – это низкомаржинальный товар и ритейлеры не могут установить цену значительно ниже, чем у конкурентов, отмечали ранее сотрудники крупных ритейлеров, объясняя схожесть цен на iPhone экономическими причинами. При этом верхняя граница маржинальности продаж iPhone приближается к наценке на устройства другого производителя смартфонов премиум-класса – Samsung. Наценка на его смартфоны составляет около 15%, что выше, чем, например, в случае с Apple, но ниже, чем у смартфонов новых китайских брендов (B-брендов), утверждал ранее источник, близкий к компании – партнеру нескольких производителей.

ФАС признала «дочку» Apple виновной в незаконной координации цен в начале марта 2016 г. Большинство ритейлеров со старта официальных продаж в России моделей iPhone 5S, 5C, 6 и 6 Plus, 6S и 6S Plus устанавливали на них одинаковые цены, рекомендованные компанией «Эппл рус», и поддерживали их в течение приблизительно трех месяцев, следует из решения службы. По данным службы, в координации участвовали 16 ритейлеров: МТС, «М.видео», «Билайн», «Эльдорадо», «Евросеть», Ozon, Re:Store, «Связной», «Мегафон», «Юлмарт», Media Markt, «Ситилинк», «Холодильник.ру», DNS, «Ноу-хау», «Техносила».

У всех рассмотренных службой ритейлеров стоимость моделей iPhone после старта продаж либо вообще не отличалась, либо варьировалась в диапазоне до 10 руб. По данным «Евросети», суммарно за 2014–2016 гг. в России было продано 5,172 млн смартфонов моделей iPhone, указанных в решении ФАС.

Доказать факт координации цен ФАС помогла переписка менеджеров «Эппл рус» и компаний-ритейлеров. Некоторые цитаты из этих писем приведены в тексте решения службы. Например, 22 июля 2015 г. с электронной почты в корпоративном домене apple.com сотрудникам одного из ритейлеров было отправлено письмо с текстом «Это попадалово» и скриншотом страницы веб-сайта этого ритейлера, где объявлялось о снижении цен на iPhone 6. Приводит ФАС и письма менеджмента розницы в адрес Apple с жалобами на цены конкурентов: «Во вложении мониторинг цен конкурентов. Снова партнеры «шалят» с ценами. На последней встрече вы говорили, что будете рубить такие «шалости» на корню, так как сейчас в ваших руках есть очень действенный «топор» в виде поставок новой модели. Ваши слова в силе?»

Совпадение цен представители розницы объясняют не влиянием Apple, а объективными экономическими причинами. Договоры на поставку смартфонов Apple не содержат каких-либо требований или дополнительных условий к процессу ценообразования, говорили сотрудники и представители продавцов iPhone.

Представитель Apple не ответил на запрос «Ведомостей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать