Статья опубликована в № 4357 от 06.07.2017 под заголовком: «Яндекс» будет играть и слушать

«Яндекс» разрабатывает колонку – голосового помощника

Он будет аналогом Amazon Echo и Google Home, которые пока не распознают русскую речь
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Собственное аудиоустройство (см. врез) разрабатывает «Яндекс», рассказали «Ведомостям» сотрудник крупной медиакомпании и два сотрудника крупных звукозаписывающих лейблов. Один из них знает это от сотрудников «Яндекса».

Представитель «Яндекса» сообщил, что прототип такого устройства под рабочим названием Аrtificial Intelligence speaker уже существует, компания экспериментирует и с устройствами с голосовым интерфейсом. «Мы уверены, что за голосовым интерфейсом будущее, у нас наработаны необходимые технологии: распознавание и синтез речи, продвинутые диалоговые системы, искусственный интеллект», – перечислил он, но больше ничего об устройстве не рассказал.

В конце мая стало известно, что «Яндекс» работает над русскоязычным голосовым ассистентом по имени «Алиса», – «помощницу» обнаружило издание vc.ru в бета-версии поискового приложения «Яндекса».

Близкий к «Яндексу» человек подтвердил, что план создания умной колонки есть, причем уже больше года. Одна из команд «Яндекса» разрабатывала голосовой интерфейс и обсуждала, заказывать колонку для себя у производителей или запускать софт на существующих устройствах.

Если колонка будет проигрывать треки «Яндекс.Музыки», об этом, как и о любом изменении сервиса, нужно уведомить правообладателей. Пока «Яндекс» не обсуждал колонку с правообладателями, говорят собеседники «Ведомостей».

Конкуренты из США и Китая

Первой умную колонку под названием Echo выпустил Amazon в 2014 г., она пользуется системой распознавания голоса Alexa и может управлять другими устройствами: включать видео, находить и воспроизводить музыкальные треки – и не только в Amazon Music. В 2016 г. Amazon представил уменьшенную колонку – размером с шайбу. В 2016 г. появилась Google Home – колонка тоже распознает голос и способна управлять другими устройствами, в том числе медиаплейерами. У Apple умная колонка с аналогичными функциями называется Home Pod, над разработкой таких устройств работают китайские Baidu и Tencent, через месяц выпустит умное устройство и китайский холдинг Alibaba.

По данным Strategy Analytics, в IV квартале 2016 г. мировые продажи умных колонок выросли на 600% и достигли 4,2 млн шт. Пока безусловный лидер – Amazon: 88% рынка, у Google – 10%. Помимо продажи устройств Amazon к 2020 г. будет дополнительно зарабатывать $5 млрд – пользователям станет удобно голосом делать покупки на сайте, пишет RBC Capital Markets, а еще выручка поступит от приложений сторонних разработчиков, проданных через Alexa. 17% покупателей Amazon уже используют голосовой поиск для покупок.

По оценке Evercore, несмотря на резкий рост продаж Echo, Alexa остается убыточной: Amazon в 2016 г. потерял на проекте $330 млн, в этом году убыток удвоится.

Ни одна из умных колонок не распознает русские голосовые команды. В России рынок умных помощников – незаполненная и очень перспективная ниша, говорит гендиректор Центра речевых технологий Дмитрий Дырмовский, а «Яндексу» устройство поможет увеличить аудиторию сервисов, в том числе стриминговых.

Задача Amazon Echo или Google Home – сделать так, чтобы интернет-компании максимально присутствовали в жизни человека, говорит основатель ABBY Давид Ян: им уже недостаточно коммуникации в момент, когда пользователь сидит за компьютером или глядит в смартфон, нужно оставаться с ним и когда он просто сидит на диване или завтракает на кухне: «Все эти дополнительные контакты тем или иным образом превращаются в дополнительные деньги – в рекламу, в продажи товаров и услуг». Даже когда пользователь узнает через колонку погоду на завтра, это формирует лояльность к сервису, продолжает Ян: «Яндексу» крайне важно занять рынок, пока сюда не вышли колонки Google или Amazon, чтобы не лишиться еще одного большого куска рынка, как это произошло со смартфонами и мобильным интернетом».

Для «Яндекса» создание голосового интерфейса – логичное развитие поиска, его основного бизнеса, считает основатель венчурного фонда IM.VC Игорь Мацанюк. Тем более что конкуренты (например, Google) тоже этим занимаются: «Яндексу» надо скорее осваивать эту нишу, чтобы в будущем, когда голосовой поиск наберет популярность, не отдать своих пользователей другим компаниям. Речь идет не только о развитии голосового интерфейса, но и о развитии искусственного интеллекта, продолжает Мацанюк: человек голосом задает более неформальные вопросы, чем письменно, нужно быстро обработать эту информацию, понять ее и выдать релевантный ответ. В конечном счете это борьба за пользователя, который и приносит «Яндексу» выручку, откликаясь на рекламу в поисковой выдаче, заключает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more