Управление рунетом могут передать Роскомнадзору

В Думу внесен законопроект о создании центра управления русскоязычным сегментом интернета
Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров/ Антон Новодережкин / ТАСС

Новыми полномочиями Роскомнадзор наделяют поправки в закон «О связи», внесенные 14 декабря в Госдуму председателем комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом и его первым заместителем Людмилой Боковой, а также депутатом Госдумы Андреем Луговым. Ведомство, в частности, будет определять правила маршрутизации интернет-трафика российских операторов и контролировать их соблюдение. Также Роскомнадзор будет следить и за тем, чтобы через зарубежные узлы связи транзитом проходил минимум внутрироссийского трафика. В радиочастотной службе, подчиняющейся Роскомнадзору, по замыслу авторов законопроекта будет создан специальный центр, который возьмет на себя управление сетями связи в критических ситуациях. Центр будет обладать информацией обо всей российской инфраструктуре связи, объяснила «Ведомостям» Бокова.

Законопроект подготовлен с учетом принятой в сентябре 2018 г. стратегии национальной кибербезопасности США. В ней Россия напрямую и бездоказательно обвиняется в организации хакерских атак, говорится и о наказании за это, сказано в пояснительной записке к поправкам. Президент InfoWatch Наталья Касперская разделяет озабоченность разработчиков законопроекта. Стратегия национальной кибербезопасности прямо включает Россию в список врагов, поэтому угроза отключения России от глобальной сети сегодня актуальна как никогда, опасается Касперская.

В случае принятия поправок Роскомнадзор сможет блокировать трафик крупных сервисов по номерам автономных систем (они есть у Google, Facebook и др.), отмечает консультант «ПИР центра» Олег Демидов. Ведомство может заниматься глубокой фильтрацией трафика внутри страны – теоретически это позволяет не пропускать трафик отдельных сервисов к российским пользователям, говорит он. По его словам, это похоже на китайскую систему лишь в части фильтрации трафика – политики маршрутизации трафика в Китае законодательно не закреплены.

Кроме того, операторы должны будут устанавливать на своих сетях устройства, определяющие источники передаваемой информации, и в случае необходимости блокировать их, гласит законопроект. Какие – в документе не уточняется. Говорится лишь, что операторы не должны будут устанавливать их за свой счет. Государство само создаст эту систему, уверяет Бокова: средства будут выделены из внутренних ресурсов Роскомнадзора и за счет программы «Цифровая экономика». Бюджет проекта будет рассчитан ко второму чтению законопроекта, надеется она.

Попытки отрегулировать маршрутизацию трафика предпринимались и раньше, однако они не выдерживали критики, отмечает куратор рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета Ирина Левова. Например, в 2016 г. свою версию законопроекта о регулировании рунета представило Минкомсвязи. Оно предлагало создать государственную информационную систему обеспечения целостности, устойчивости и безопасности работы рунета и определить маршруты трафика в рунете. Одна из задач – сделать так, чтобы трафик был более локальным, говорил «Ведомостям», человек, близкий к Минкомсвязи.

Поправки предусматривают, что оператор должен предоставить Роскомнадзору полную схему своей сети, что невозможно технически, утверждает директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович. Ведь это живая многоуровневая система, постоянно расширяемая и обновляемая. Есть риск, что система будет сбоить, особенно поначалу, опасается она.

По сути, законопроект передает в ведение Роскомнадзора две функции: маршрутизацию трафика и управление системой доменных имен, говорит гендиректор провайдера Diphost Филипп Кулин. Сейчас операторы самостоятельно определяют, по каким маршрутам ходит трафик, объясняет он. Законопроект же обязывает согласовывать эти маршруты с Роскомнадзором.

Меры, предлагаемые в законопроекте, избыточны – ведь трафик всегда идет по оптимальному маршруту, особенно в случае перегрузок, утверждает сотрудник одного из операторов.

«Мегафон» изучает документ, есть ряд вопросов, которые следует уточнить, говорит его представитель.

Представители других опрошенных «Ведомостями» компаний и Роскомнадзора отказались от комментариев.

В подготовке статьи участвовали Светлана Ястребова и Екатерина Брызгалова