«Мосгортранс» недоволен качеством WiFi в наземном транспорте

Он винит провайдера – «дочку» «Мегафона» NetByNet
«Мосгортранс» направил «дочке» «Мегафона», провайдеру NetByNet, письмо с перечислением недостатков в работе WiFi на наземном общественном транспорте/ Андрей Гордеев / Ведомости

«Мосгортранс» направил «дочке» «Мегафона», провайдеру NetByNet, письмо с перечислением недостатков в работе WiFi на наземном общественном транспорте (с ним ознакомились «Ведомости», представитель NetByNet подтвердил его получение). WiFi-доступ не работает или работает медленнее, чем предписано условиями договора «Мосгортранса» с NetByNet. Входящая и исходящая скорость на абонента ниже предусмотренных 256 Кбит/с, а в 40% случаев общая скорость на салон транспортного средства ниже заявленных 10 Мбит/с, сообщает «Мосгортранс» подрядчику.

Автор письма – а оно подписано директором по информационным технологиям «Мосгортранса» Павлом Кровяковым, – ссылается на результаты проверки, проведенной молодежной организацией «Молодая гвардия» «Единой России» (МГЕР). Недостаточное качество услуг выявили и собственные проверки «Мосгортранса», говорится в письме. Качество WiFi напрямую влияет на имидж «Мосгортранса», а потому NetByNet должна устранить проблемы до конца апреля – в противном случае перевозчик обещает перейти к «юридическому способу защиты интересов».

NetByNet выиграла конкурс «Мосгортранса» на оснащение 8000 московских автобусов, троллейбусов и трамваев доступом к бесплатному WiFi в 2015 г. Вместе с оператором «Максимателеком» (обеспечивает услуги WiFi в метрополитене) NetByNet предоставляет абонентам единую WiFi-зону для пассажиров метрополитена и наземного общественного транспорта Москвы. Стоимость контракта составила 403 млн руб. По договору между «Мосгортрансом» и NetByNet (документ размещен на сайте госзакупок) оператор должен предоставлять WiFi-доступ до конца 2020 г.

Представитель «Мосгортранса» Дмитрий Глухов не стал комментировать претензии компании к NetByNet. Перевозчик постоянно контролирует исполнение договоров и сообщает поставщикам услуг о недочетах: будь то замечания, полученные в ходе собственного мониторинга, сведения от пассажиров городского транспорта или от общественных организаций, перечисляет он. Конечная цель – создание комфортных условий для пассажиров, заявил Глухов.

Зампред координационного совета МГЕР, координатор информационной политики Егор Литвиненко подтвердил, что активисты МГЕР с января по март 2019 г. провели проверку доступности интернета в общественном транспорте более чем в 400 крупных российских городах, в том числе в Москве. Основная цель проверки – развитие интернета в стране в соответствии с посланием президента. Проверяли при помощи специализированной программы, продолжает Литвиненко, которая позволяет установить наличие интернета, скорость и радиус раздачи. Он подтвердил, что активисты зафиксировали указанную в письме «Мосгортранса» скорость WiFi. О реакции на результаты мониторинга, в том числе о письме «Мосгортранса», МГЕР не было известно, заключил Литвиненко.

Результаты сторонних исследований вызывают вопросы и о методике, и об объективности выводов, не согласен с претензиями представитель NetByNet. По контракту оператор с представителями заказчика проводит регулярные выездные проверки качества услуг, в I квартале 2019 г. проверка показала среднюю входящую скорость 13,1 Мбит/с, утверждает он: это самый быстрый WiFi в наземном транспорте крупнейших городов России и столиц мира, можно без задержек смотреть видео онлайн в формате FullHD всем автобусом.

По договору за ненадлежащее оказание услуг заказчик может оштрафовать NetByNet на 0,5% от цены договора (т. е. на 2 млн руб.), говорит партнер юридической компании BMS Law Алексей Гавришев. А если ненадлежащее исполнение приведет к убытку у заказчика, он вправе взыскать с исполнителя всю стоимость услуг по контракту, но для этого придется доказать, что он действительно их понес, замечает Гавришев.

Ключевой вопрос – к пункту договора, описывающему штрафные санкции: должен ли штраф в размере 0,5% стоимости договора применяться к каждому нарушению или однократно – к любой совокупности нарушений, рассуждает адвокат Forward Legal Данил Бухарин, иными словами, должен ли оператор 2 млн руб. один раз за все допущенные нарушения или, например, 4 млн руб. за два нарушения, описанных в претензии «Мосгортранса» (отсутствие WiFi в транспортном средстве и низкая общая скорость в салоне). По мнению Бухарина, однократная сумма штрафа слишком мала в сравнении с ценой договора и важностью параметра качества связи для достижения цели, ради которой договор, в принципе, и заключен.

Опрошенные «Ведомостями» представители операторов не стали отвечать, интересно ли им было бы сотрудничество с «Мосгортрансом», если тот задумает сменить подрядчика. Представитель «Т2 РТК холдинга» (Tele2) считает, что покрытие Москвы сетями 3G и 4G в сочетании с выгодными пакетными тарифами позволяет его абонентам не экономить за счет публичного WiFi. В наземном транспорте абоненты не испытывают проблем с доступностью сотовой связи, им хватает трафика, который операторы включают в пакеты услуг, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Поэтому WiFi в наземном транспорте менее востребован, чем в метро, а значит, ниже и интерес операторов к этой услуге, заключает он.