Сбербанк проверит качество и количество еды у клиентов
Банк запатентовал умный холодильникВ конце 2017 г. Сбербанк показал видеоролик, в котором умный чайник с умным холодильником завладели домом. Как оказалось, в этом ролике была только доля шутки – заявку на интеллектуальный холодильник Сбербанк подал в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) в ноябре 2018 г., а Роспатент зарегистрировал этот патент и опубликовал 26 марта 2019 г.
Речь идет о холодильнике, оборудованном датчиками и камерами, которые наблюдают за состоянием и количеством продуктов, их сроком годности, а также передают эту информацию пользователю в мобильное приложение или web-интерфейс. Так пользователь сможет принимать решения о покупке товаров или настроить их заказ в автоматическом режиме, пишет разработчик. Связываться с другими устройствами холодильник сможет по WiFi, сотовой связи второго или третьего поколения.
Автором изобретения указан Алексей Ерошкин. Такой сотрудник Сбербанка выступал на форумах и круглых столах, например на Петербургском международном инновационном форуме в ноябре 2018 г., где его должность была указана как технический директор лаборатории интернета вещей Сбербанка. Сотрудник Сбербанка подтверждает, что в банке существует лаборатория интернета вещей, где много разных проектов, возможно, интеллектуальный холодильник – один из них.
Работать устройство должно следующим образом: в дверце умного холодильника установлены датчики веса, которые определяют вес полок и продуктов на них и заполненность контейнера. Также могут быть добавлены датчики газа для определения испорченных продуктов. В холодильнике должно быть установлено больше двух камер (в боковой панели изнутри и в верхней панели), которые фотографируют продукты и при помощи компьютерного зрения показывают название товаров из базы образов товаров – заимствованной у третьих лиц или собственной. Пользователь сможет через приложение настроить нижний предел количества продукта: например, человек в сутки потребляет 200 г молока и нижнюю границу установил в 250 г, когда масса на полке станет меньше, в приложении молоко подсветится красным светом или пользователь получит оповещение, описывает разработчик. В других версиях устройства выделение продукта цветом может говорить об истечении срока годности продукта, а в приложении можно настроить продувку холодильника, если что-то прокисло.
$3,67 млрд
достиг в 2018 г. российский рынок интернета вещей, и его ожидает бурный рост. По оценке исследовательской компании IDC, до 2022 г. он будет расти в среднем на 18% ежегодно. Умные устройства и дома для частных пользователей всего лишь третий по размеру сегмент этого рынка: по инвестициям в интернет вещей лидируют цифровизация производства и транспорта
Сбербанк зарегистрировал не патент на изобретение, а патент на полезную модель: его проще и быстрее получить (полгода, а не год-два) и такой патент выдают не на уникальное изобретение, а на некое техническое улучшение, указывает руководитель практики медиа и технологий юридической фирмы CMS Константин Бочкарев. Патент на полезную модель действует лишь 10 лет (на изобретение – 20 лет), но также дает возможность запретить ввоз, продажу и производство холодильников в России с такими же техническими характеристиками без согласия Сбербанка. Но запрет можно обойти, используя несколько иную технологию, например другие датчики, – это распространенная в мире практика, указывает Бочкарев.
Холодильники, которыми можно управлять со смартфона, на российском рынке предлагают LG, Samsung, Liebherr, Bosch и др., говорит представитель «М.видео-Эльдорадо» Валерия Андреева. Базовый уровень «ума» доступен в моделях за 40 000–50 000 руб. – это подключение к WiFi, удаленная настройка температуры, ручной контроль наличия продуктов: пользователь может сам вносить их в приложение или вычеркивать, рассказывает она. Модели за 200 000 руб. и дороже имеют дисплей и встроенные камеры, которые позволяют посмотреть содержимое полок удаленно. В 2018 г. рынок всех холодильников вырос вдвое по сравнению с 2017 г., а спрос на умные холодильники увеличился в 4–5 раз, говорит Андреева.
Интернет вещей позволяет максимально приблизиться к человеку – даже прийти к нему в дом – и в этом Сбербанк вполне следует международным трендам, считает председатель технического комитета «Кибер-физические системы» при Росстандарте Никита Уткин. Знания о том, чем живут его клиенты – что они едят и пьют, как быстро портятся продукты в их холодильнике, – дают колоссальные возможности для аналитики потребительского поведения и могут быть интересны не только компаниям в экосистеме Сбербанка, но и любому ритейлеру на российском рынке, заключает он.
«Тинькофф банк» развивает экосистему вокруг лайфстайл-услуг, эксперименты с бытовой техникой в эту стратегию пока не входят, но в банке внимательно следят за разработками в сфере интернета вещей, говорит представитель банка.
Представители Сбербанка, Альфа-банка и ВТБ не ответили на запрос «Ведомостей».