Искусственному интеллекту нужны налоговые льготы

На совещании у Владимира Путина будет обсуждаться национальная стратегия искусственного интеллекта
Налоговые льготы – это привычный для государства инструмент поддержки бизнеса, но он не всегда достигает нужного результата/ Евгений Разумный / Ведомости

30 мая президент России Владимир Путин проведет совещание по развитию технологий в области искусственного интеллекта, сообщается на сайте Кремля. Центральной темой встречи станет обсуждение разработанной Сбербанком национальной стратегии развития искусственного интеллекта, рассказывают федеральный чиновник и приглашенный на совещание человек.

Национальную стратегию Путин поручал разработать правительству и Сбербанку к 15 июня, указано на сайте Кремля. «Ведомости» ознакомились с проектами стратегии, полученными из трех независимых источников.

Своей целью стратегия называет становление России как одного из мировых лидеров искусственного интеллекта. Для поддержки исследований государство должно оказывать финансовую помощь ведущим исследовательским и образовательным центрам в области искусственного интеллекта, создать регуляторные «песочницы», а также обеспечить доступ к массивам больших данных, собираемым госорганами и прочими организациями (например, к обезличенным медицинским данным).

Чтобы стимулировать инвестиции в искусственный интеллект, нужны специализированные инструменты государственно-частных партнерств, а также финансовые и налоговые льготы разработчикам и инвесторам (включая венчурное финансирование).

Реализацию стратегии оплатят федеральный и местные бюджеты, а также внебюджетные фонды, институты развития, госкомпании и госкорпорации.

Стратегия выделяет плюсы и минусы развития искусственного интеллекта в России. С одной стороны, страна обладает высоким уровнем физико-математической подготовки, высоким проникновением смартфонов, доступностью интернета и распространением 4G-сетей. На рынке интернет-компаний доминируют отечественные игроки, а на мировом российские разработчики лидируют по отдельным направлениям – например, по компьютерному зрению. Экспортный потенциал искусственного интеллекта в стратегии называется высоким.

Но есть и проблемы. Когда речь заходит о повышении эффективности продуктов и услуг, то искусственный интеллект не пользуется спросом. Рост отрасли тормозит и отток специалистов в другие страны. Сложно получить доступ к данным, собираемым госорганами, медицинскими и научными организациями. Наконец, мешают санкции – они способны ограничить доступ к технологиям и зарубежным рынкам.

Стимулировать развитие любой технологии можно, если для нее есть практическое применение, говорит партнер KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов. Если в России есть задачи, которые можно решать с помощью искусственного интеллекта, бизнес вполне справится с его развитием. А роль государства могла бы свестись к подготовке кадров и созданию комфортных условий для молодых ученых. Но для этого совершенно необязательно писать стратегию, говорит Легкодимов.

Бизнес интересуют не льготы, а стабильность и предсказуемость налоговых правил и правоприменения, замечает партнер юрфирмы Dentons Василий Марков. К тому же софтверные компании и так пользуются льготами по уплате страховых взносов, составляющих 14 вместо 30%, указывает юрист. А говоря о налоге на прибыль, стоит помнить об уже существующих льготных режимах, где он обнулен, – например, такой льготой пользуются резиденты «Сколково», напоминает Марков.

Налоговые льготы – это привычный для государства инструмент поддержки бизнеса, но он не всегда достигает нужного результата, считает Легкодимов. Получение льгот только на основании специализации на искусственном интеллекте дает возможность для манипуляций.

Для создания эффективных решений на базе искусственного интеллекта, в том числе в сферах безопасности, здравоохранения и образования, нужна единая система сбора и анализа данных с унифицированным доступом и полной деперсонализацией, уверен представитель МТС Алексей Меркутов.

Представитель Сбербанка отказался от комментариев.