Как дочь миллиардера Самнера Редстоуна забирает бразды правления в его медиаимперии

Шари Редстоун добилась объединения Viacom и CBS и возглавит совет директоров компании с капитализацией $27–29 млрд
Шари Редстоун, президент National Amusements, председатель совета директоров будущей ViacomCBS/ Jared Siskin / Getty images

Еще несколько лет назад Шари Редстоун находилась в незавидном положении. Обладатель состояния в $4,3 млрд (413-й номер в списке Forbes) Самнер Редстоун, которому сейчас 96 лет, считал, что дочь не способна управлять его империей с такими внушительными активами, как MTV, Nickelodeon и Paramount Pictures. Он доверил бизнес деловым приятелям, а сам проводил время с подружками – гораздо моложе него и даже его дочери. Но когда здоровье Самнера стало ухудшаться, их с Шари отношения все-таки наладились. Это позволило ей взять под контроль CBS Corp и Viacom, а 13 августа Шари воплотила свою давнюю мечту: компании договорились о слиянии и, таким образом, воссоединятся спустя 13 лет.

Редстоун возглавит совет директоров объединенной компании ViacomCBS стоимостью более $27 млрд. Но она не собирается останавливаться на достигнутом – чтобы успешно конкурировать с Walt Disney, Netflix и другими гигантами, бизнес должен продолжать расти.

Только не семейный бизнес

Редстоун родилась в 1954 г. и росла в пригородах Бостона. На ее глазах Самнер превратил небольшую сеть кинотеатров своего отца в глобальную медиаимперию National Amusements, которая придумала многозальные кинотеатры, приобрела телеканалы и киностудию Paramount и управляет сейчас более чем 950 кинозалами в США, Великобритании и Латинской Америке.

Шари поначалу пошла по стопам отца и изучала корпоративное и уголовное право. После этого девушка работала в юридической фирме, где, как отмечает Financial Times, ее коллегами были одни мужчины. В 1980 г. Шари вышла замуж за раввина Айру Корффа и решила сосредоточиться на воспитании троих детей. «Единственным моим намерением было никогда не работать в семейном бизнесе», – говорила Редстоун на недавней конференции. Этим занялся ее муж, который в итоге стал президентом National Amusements в 1987 г. Компанию он покинул только в 1994 г., через два года после развода с Редстоун, но после этого еще 15 лет был консультантом Самнера и компании.

Редстоун вошла в руководство National Amusements только в 1993 г., став тогда исполнительным вице-президентом. Недоброжелатели в совете директоров говорили, что ей не хватает навыков и опыта для управления крупной компанией. Самнер разделял эти взгляды и в письме журналу Forbes в 2007 г. написал, что она «почти не вносит вклад» в развитие семейного бизнеса. В 2014 г. в возрасте 90 лет он в интервью Hollywood Reporter отказался обсуждать передачу своей империи дочери: «Знаете почему? Я не собираюсь умирать».

Примирение с отцом

Самнер, которому принадлежит 80% акций National Amusements, известен непростым характером и нередко конфликтовал с родственниками. Со временем он выкупил доли в компании у других членов семьи, в том числе у своего брата Эдварда и сына Брента, пишет Bloomberg. Но Редстоун удалось сохранить свою 20%-ную долю, хотя однажды он предложил ей за нее $1 млрд. «Твой дедушка сказал, что я стану председателем совета директоров только через его труп», – жаловалась она сыну в 2015 г. – вспоминает Los Angeles Times.

Однако в том же году здоровье Самнера пошатнулось, а отношения с подругами расстроились. В сентябре 2015-го 92-летний миллиардер расстался с 44-летней Сидни Холланд, когда узнал о ее измене, а через месяц выставил из своего особняка в Беверли-Хиллз 51-летнюю Мануэлу Херзер, с которой у него прежде тоже были отношения. Обе женщины надеялись, что он включит их в завещание, поэтому Херзер подала в суд, требуя признать его недееспособным. Но Редстоун стала проводить много времени с отцом, помогая ему. В 2016 г. доктор заявил суду, что Самнер с трудом различает даже цвета. Но, несмотря на проблемы с речью, он в видеообращении смог сказать суду, что хочет, чтобы о нем заботилась дочь.

Из России с любовью

Шари Редстоун отвечала за выход National Amusements на российский рынок. В 2002 г. она создала в стране компанию Rising Star Media, управлявшую кинотеатрами Kinostar Deluxe. А в 2009 г. вместе с партнерами из UFG Private Equity выкупила Rising Star Media у компании отца. Тот был вынужден продавать российские и другие активы из-за долгов National Amusements. Условия сделки не раскрывались. «Это один из самых сложных и захватывающих рынков в мире, обладающий огромным потенциалом роста, – говорила Редстоун про Россию (цитата по Los Angeles Times). – Но [российская] культура очень уникальна. Нужно понимать [местную] политику, экономику и правильно вести переговоры с арендодателями». Спустя всего два года Редстоун продала Rising Star Media, управлявшую тогда семью кинотеатрами в Москве и Санкт-Петербурге (всего 75 экранов), конкуренту – «Синема парку». Сумма сделки не раскрывалась, но американские издания писали примерно о $200 млн. «Я полюбила Россию уже в первые часы своего первого приезда в Москву. Я была сильно впечатлена энергией россиян и их любовью к развлечениям, особенно к кино. Я сразу поняла, что мы должны присутствовать в этой стране, и очень горда тем, чего нам удалось достичь за столь короткий период времени», – рассказывала она.

После этого Редстоун стала заниматься делами отца и фактически получила контроль над CBS и Viacom благодаря его доле в National Amusements, их материнской компании. После смерти отца Редстоун также займет его место в семейном трасте, управляющем активами семьи, пишет Bloomberg.

Тем не менее отец и дочь помирились, прежде всего, не из-за коварных подружек, а из-за предложения Филиппа Даумана – тогда, в начале 2016 г., гендиректора Viacom – продать Paramount Pictures китайской Dalian Wanda Group, отмечает Los Angeles Times. Покупка киностудии в 1994 г. очень много значила для Самнера, поэтому Редстоун решила этому помешать. В августе 2016 г. она договорилась с Дауманом, что он уйдет из компании, предложив ему солидную компенсацию.

Три попытки объединить компании

После этого Редстоун попыталась осуществить слияние Viacom и CBS. Но на ее пути встал уже другой мужчина. Тогдашний гендиректор CBS Лесли Мунвз был против этой идеи из-за снижения котировок акций и аудитории Viacom.

Тогда Редстоун в конце 2016 г. назначила гендиректором Viacom Боба Бекиша, чтобы он привел дела компании в порядок. Тот сделал некоторые поглощения и кадровые перестановки, которые принесли результат: в последнем квартале компания впервые за пять лет отчиталась о росте рекламной выручки в США, а ее сериал «Йеллоустоун» завоевал популярность. «[Шари] могла забрать свои деньги и жить припеваючи, инвестируя в Facebook или что-то еще, и не беспокоиться из-за краха этих славных компаний, – приводит Los Angeles Times мнение Джеффри Сонненфельда, профессора Йельской школы менеджмента. – Но она осталась, чтобы попытаться решить их проблемы».

В начале 2018 г. Редстоун предприняла вторую попытку объединить CBS и Viacom. Компании начали переговоры, но руководство CBS по-прежнему было против сделки. Оно собиралось уменьшить c 80 до 20% голосующую долю National Amusements в CBS, проведя допэмиссию акций. Но холдинг не позволил это сделать, успев изменить устав компании. Поэтому CBS подала в суд на National Amusements. Стороны уже готовились к тяжбе, но у Мунвза неожиданно возникли проблемы: в июле New Yorker сообщил о его сексуальных домогательствах к нескольким женщинам в 1980–1990-х. Мунвзу из-за скандала пришлось уйти в отставку, и National Amusements и CBS в сентябре пришли к мировому соглашению. По его условиям National Amusements заменила шесть членов совета директоров CBS и согласилась не поднимать вопрос ее слияния с Viacom в течение двух лет.

После ухода Мунвза и. о. гендиректора CBS стал директор по операционной деятельности Джо Янниелло. Вскоре после этого он обратился за советом к гендиректору Viacom Бобу Бекишу, поскольку тот ранее оказался в похожей ситуации, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Если прежде Янниелло поддерживал Мунвза, который был против слияния компаний, то во время разговора с Бекишем признался, что всегда был уверен в стратегической выгоде сделки, если она будет заключена на правильных условиях.

CBS Corporation медиахолдинг

Медиахолдинг
Основной акционер – Самнер Редстоун (78,7% голосов, данные компании на 30 июня 2019 г.).
Капитализация – $16,6 млрд.
Финансовые показатели (первое полугодие финансового года, закончившееся 30 июня 2019 г.):
выручка – $7,98 млрд,
чистая прибыль – $2,02 млрд.
В 2005 г. компания получила свое название, отделившись от Viacom. Управляет сетями телевещания, издательским бизнесом, производит развлекательный контент. В числе активов – CBS Television Network, The CW, CBS Films, Watch! Magazine и др.

Осенью совет директоров CBS начал искать, кто может стать гендиректором на постоянной основе. Среди претендентов были топ-менеджеры Disney, Time Warner и гендиректор Hasbro Брайан Голднер. Хотя Редстоун формально не участвовала в этом процессе, она разговаривала с несколькими кандидатами. Они знали, что National Amusements заинтересована в слиянии CBS и Viacom, поэтому беспокоились, что Редстоун назначит Бекиша гендиректором объединенной компании. К апрелю 2019 г. поиск зашел в тупик, и совет директоров проголосовал за то, чтобы Янниелло продолжил исполнять обязанности гендиректора до конца года. Многие расценили это как сигнал, что совет директоров готов обсудить слияние с Viacom. После этого Янниелло встретился с Редстоун в нью-йоркском отеле Pierre и подтвердил ей, что поддерживает слияние, пишет WSJ со ссылкой на людей, осведомленных об их разговоре.

Стороны начали переговоры. Самым сложным было определиться со структурой менеджмента. В июле Бекиш представил совету директоров CBS план, как он собирается управлять объединенной компанией, и совет быстро одобрил его кандидатуру, пишет WSJ. В свою очередь, Янниелло продолжит управлять активами CBS. Но он не хотел быть непосредственным подчиненным Бекиша. Поэтому было решено, что Янниелло будет отчитываться о своей работе Бекишу, но тот не сможет уволить его или изменить размер его вознаграждения без одобрения совета директоров ViacomCBS. Таким образом, к началу августа основные вопросы были решены.

Сделка – перспективы и синергия

CBS и Viacom объявили о слиянии 13 августа. Если сделка будет одобрена регуляторами, в результате ее возникнет компания с рыночной капитализацией почти $30 млрд. Причем до соглашения CBS стоила дороже Viacom: примерно $18 млрд против $11,7 млрд. Поэтому по условиям соглашения доля акционеров Viacom в объединенной компании будет эквивалентна 0,59625 доли акционеров CBS. Кроме того, у CBS будет шесть мест в совете директоров, у Viacom – четыре, у National Amusements – два, а также еще одно место будет занимать Бекиш. Председателем совета директоров станет Редстоун.

Впервые компании объединились в 1999 г., когда Viacom приобрела CBS. Предполагалось, что Paramount Television, подразделение Viacom, станет основным поставщиком контента для CBS. Но тогда слияние не стало успешным, потому что между менеджментом двух компаний часто возникали разногласия. В 2006 г. Самнер решил разделить компании, отчасти для того, чтобы дать их руководителям больше независимости.

Viacom Inc.

Медиахолдинг
Основной акционер – Самнер Редстоун (79,8% голосов, данные компании на 30 июня 2019 г.).
Капитализация – $10,7 млрд.
Финансовые показатели (девять месяцев финансового года, закончившиеся 30 июня 2019 г.):
выручка – $9,4 млрд,
чистая прибыль – $1,2 млрд.
Основан в 1971 г. Управляет кабельными и спутниковыми сетями телевещания, производит развлекательный контент. В числе активов – телеканалы MTV, Nickelodeon, Comedy Central, кинокомпания Paramount Pictures и др.

Но теперь обе компании находятся в опасности, поскольку их конкуренты сильно превосходят их по своему размеру, пишет WSJ. В последние годы Disney, AT&T и Comcast совершали поглощения, чтобы расширить портфель активов и контента. Также эти компании уже создали или готовятся выпустить собственные стриминговые видеосервисы, чтобы конкурировать с Netflix. Слияние позволит CBS и Viacom укрепить позиции, так как у объединенной компании будет портфель активов из десятков телеканалов, включая MTV, Nickelodeon и Showtime, около 3600 фильмов и 140 000 эпизодов телесериалов. Кроме того, у обеих тоже есть собственные стриминговые сервисы, приносящие доход за счет подписчиков или рекламы. Так, CBS принадлежит целых два сервиса и она планирует увеличить совокупное число их подписчиков с нынешних 8 млн до 25 млн к 2022 г. У принадлежащего Viacom сервиса Pluto TV около 18 млн активных пользователей. Правда, им далеко до лидера отрасли Netflix, у которого 150 млн платных подписчиков по всему миру.

Поэтому после объявления о сделке Редстоун сделала следующее заявление: «Я очень рада, что эти две замечательные компании будут вместе и смогут извлечь выгоду из объединения активов. Мой отец сказал однажды, что «контент правит всем», и сейчас это верно как никогда. Общая страсть CBS и Viacom к премиальному контенту и инновациям позволит создать мультиплатформенную медиаорганизацию мирового уровня, у которой будут хорошие возможности для роста в быстро меняющейся отрасли».

Новый статус

По данным Fenwick & West, лишь у 7% компаний из индекса S&P 100 совет директоров возглавляют женщины. Еще у 14% из этих компаний женщина является одним из ключевых членов совета директоров. При этом ни одна другая женщина не возглавляет такую крупную медиакомпанию, отмечает Bloomberg. Совокупная выручка CBS и Viacom в прошлом году составила $27,4 млрд. «Менее чем у четверти компаний из S&P 100 председателем совета директоров или одним из ведущих директоров является женщина, и это ставит Шари в особенное положение, – приводит Los Angeles Times слова Доуна Белта из Fenwick & West, автора исследования Gender Diversity Study. – Это замечательно. Больше женщин должны занимать руководящие посты». Такую точку зрения разделяет и Марти Кэплан из Университета Южной Калифорнии. По его мнению, пример Редстоун может вдохновить других женщин, желающих построить карьеру в медиабизнесе.

Многие уверены, что Редстоун в конечном итоге придется продать ViacomCBS кому-то из более крупных конкурентов, пишет Bloomberg. Но некоторые специалисты призывают не списывать бизнес-леди со счетов. «Шари определенно проявила себя эффективным стратегом, готовым пойти на все ради достижения цели, – сказал Los Angeles Times Джордан Мэттьюз из юридической фирмы Weinberg Gonser.