Больше 6 млн человек в России платят за сериалы и фильмы в интернете

Рынок видеосервисов растет все быстрее, но конкуренцию выдерживают не все площадки
Андрей Гордеев / Ведомости

Российский рынок видеосервисов снова ускорился: их доходы в первой половине 2019 г. выросли по сравнению с тем же периодом 2018 г. на 44,3% до 10,6 млрд руб., подсчитала аналитическая компания Telecom Daily (предварительные данные). В первой половине 2018 г. по сравнению с тем же периодом 2017 г. рынок вырос на 32%. По итогам всего 2019 года онлайн-кинотеатры заработают около 21,5 млрд руб. (в том числе учитываются данные зарубежных площадок – YouTube, iTunes, Google Play), прогнозируют аналитики. Семь лет назад этот рынок не превышал 1 млрд руб.

Первые несколько лет российские видеосервисы развивались прежде всего за счет показа рекламных роликов, но два года назад платежи пользователей онлайн-кинотеатрам превысили их рекламную выручку. С тех пор доля платежей в доходах видеосервисов растет – за первые шесть месяцев 2019 г. она приблизилась к 70%, платежи по сравнению с тем же периодом 2018 г. выросли в 1,7 раза до 7,3 млрд руб. Рекламная выручка, напротив, увеличилась только на 11% до 3,3 млрд руб.

При этом видеосервисы немного медленнее, чем в 2018 г., привлекают новых подписчиков, следует из данных Telecom Daily. В первой половине 2018 г. в России было 4,3–4,5 млн человек, которые регулярно платили за фильмы и сериалы в сети, по итогам того же года – 5,5 млн человек, а в первой половине этого года – 6–6,5 млн человек. Гендиректор сервиса Okko (входит в Rambler Group) Иван Гродецкий, впрочем, не видит предпосылок для того, что сервисы упрутся в потолок по числу подписчиков. В течение пяти лет число людей, которые будут платить за сериалы и фильмы в интернете, вырастет до 15–20 млн, полагает он и приводит в пример платное ТВ, которым в России сейчас пользуется около 35 млн домохозяйств.

Конкуренция на рынке видеосервисов усиливается. На него выходит все больше крупных игроков – телехолдинги, операторы связи и интернет-компании, которые прежде сериалами и фильмами практически не занимались. Как следует из данных Telecom Daily, часть игроков в этой гонке начали отставать – несколько сервисов в этом году по тем или иным причинам сократили свои доли на рынке. Среди них аналитики называют Tvigle (доля которой снизилась с 2% от совокупной выручки онлайн-кинотеатров по итогам 2018 г. до 1,4% в первой половине 2019 г.), TVZavr (с 4 до 3,3%), RuTube (с 5 до 4,4%), «Ростелеком» (с 8 до 6,7%) и Megogo (с 8,6 до 7%). А усилили свои позиции лидеры рынка – ivi (c 24 до 26,4%) и Okko (c 13 до 14,2%). Сервисы, связанные с телехолдингами, пока остаются небольшими игроками, но агрессивно растут – так, доля Premier, который входит в «Газпром-медиа», увеличилась в 2 раза – почти до 4%, а доля сервиса «СТС медиа» – в 1,5 раза – почти до 3%.

Представитель TVZavr называет данные Telecom Daily некорректными, он указывает, что компания еще не подвела итоги первого полугодия, но настаивает, что доля сервиса на рынке не снижалась. Гендиректор «Megogo Россия» Виктор Чеканов отказался комментировать данные Telecom Daily, но согласился с выводами об усилении крупнейших игроков. Представитель «Ростелекома» не комментирует цифры Telecom Daily, но напоминает, что прошлой осенью оператор представил абонентам новый видеосервис Wink и такой переход сказался на развитии этого направления у «Ростелекома».

Гродецкий и директор по стратегической аналитике онлайн-кинотеатра ivi Иван Гринин считают ослабление позиций небольших независимых игроков естественным процессом. Качественного, постоянно развивающегося продукта уже недостаточно для удержания приоритетной позиции у пользователей, указывает Гринин: «Важно инвестировать не только в маркетинговое продвижение, но и в эксклюзивные партнерства с правообладателями, собственный контент и дистрибуцию. Не у всех сервисов есть на это свободные ресурсы». Поэтому, когда лидеры рынка стали активнее вкладывать в маркетинг и контент, их отрыв от остальных игроков стал расти быстрее, соглашается Гродецкий.