Швейцарская компания закупит около тысячи пермских роботов «Промобот»
Поставки в США идут гораздо медленнее, чем планировала российская компанияВ 2019–2024 гг. швейцарская компания Advanced Robotics закупит около тысячи российских сервисных роботов, произведенных пермской компанией «Промобот», и получит эксклюзивные права на их продажу по всему Евросоюзу. Сумма контракта – 18,5 млн евро, сообщили «Ведомостям» обе стороны. Сооснователь компании «Промобот» и ее директор по развитию Олег Кивокурцев говорит, что «Промобот» будет поставлять швейцарскому дистрибутору все большее количество роботов: в 2019 г. Advanced Robotics импортирует 27 промоботов, а в 2024 г. – 270, а всего Advanced Robotics закупит 999 промоботов.
Как рассказал «Ведомостям» Кивокурцев, автономные андроиды производства «Промобота» способны распознавать речь, лица, отвечать на вопросы, перемещаться и избегать столкновений при движении, а также транслировать данные у себя на экране и интегрироваться с другими системами и сервисами. Промоботы, продолжает он, отличаются и механическими характеристиками: у робота семь степеней свободы рук, три – туловища и три – головы. (Степень свободы – движение в плоскости, вправо-влево или вверх-вниз, а также вращение. Человеческая кисть, к примеру, имеет те же семь степеней свободы: две – в лучезапястном суставе, две – в локтевом и три – в плечевом.) Промобот распознает речь с помощью микрофонного массива – но если вокруг шумно, говорящий должен находиться непосредственно перед роботом. В тишине промобот распознает речь, даже если говорят у него за спиной. Микрофонный массив состоит из восьми микрофонов, объясняет технический директор «Промобота» Игорь Еремеев, так что промобот может распознавать речь нескольких людей, но в общение робот вступает с тем источником, кто ближе.
«Промобот» предлагает высокие технологии по справедливой цене, считает гендиректор Advanced Robotics Габриэль Гантнер: похожие роботы производят и другие компании, но у «Промобота» лучший баланс технологических возможностей, стоимости и гибкости в использовании. Advanced Robotics, говорит Гартнер, будет продавать роботов ритейлерам (например, магазинам электроники), отелям, бизнес-центрам, аэропортам. Целевыми покупателями промоботов, надеется Гантнер, могут стать Media Markt, Deutsche Post, Marks & Spencer, BMW и др. – интерес, говорит он, уже появился, но переговоров пока не ведется.
Бывший инвестор в Россию
Швейцарская Advanced Robotics, которую возглавляет Габриэль Гантнер, принадлежит акционерному обществу RVC Group, зарегистрированному в Швейцарии. Согласно Федеральному арбитражному регистру Швейцарии до июня 2017 г. RVC Group называлась Invest Russia.tv. Организация действительно инвестировала главным образом в российские компании, объясняет Гантнер, но с недавнего времени ее руководители решили сменить направление и расширить профиль – отсюда и смена названия.
Гантнер отказался предоставить «Ведомостям» контакт в RVC Group, связь через сайт не работала.
На сайте Invest Russia.tv гендиректором значится Валерий Прокопович, он подтвердил «Ведомостям», что смена названия связана со сменой стратегии. Валерий Прокопович – гендиректор компании Dega Market, связанной, по его словам, договорными отношениями со швейцарским девелоперским холдингом Dega Group. В этот холдинг входят, в частности, швейцарское акционерное общество Dega Beteiligungs AG и российская компания Dega Development LTD, строящие индустриальные парки в России. В Федеральном арбитражном регистре Швейцарии указывается, что до января 2017 г. генеральным директором Beteiligungs AG был Габриэль Гантнер.
По словам управляющего партнера LETA Capital Александра Чачавы, по количеству поставок сервисных роботов из России за рубеж контракт с Advanced Robotics едва ли имеет аналоги. В прошлом году тот же «Промобот» заключил контракт с американской Intellitronix, дочерней компанией US Lighting Group. По условиям договора «Промобот» должен был поставить в США 2800 роботов в течение пяти лет. За эксклюзивные права на продажу в США Intellitronix заплатила российской компании $600 000, а сами роботы должны были обойтись ей в $56,7 млн.
Но пока в США отправлено лишь 97 роботов. По словам председателя совета директоров «Промобота» Алексея Южакова, в 2018 г. план поставки был полностью выполнен, но в 2019 г. «имеется отставание от указанного в договоре темпа закупки со стороны покупателя». Гендиректор Intellitronix Пол Спивак объяснил недопоставку тем, что роботы постоянно ломались и не могли выполнить простейших задач. По его словам, не исключено, что Intellitronix будет подавать на «Промобот» в суд, однако, добавил он, это зависит от российской компании.
Кивокурцев в ответ объясняет, что сама Intellitronix не выполняет условий контракта и покупает меньше роботов, чем в нем оговорено, поскольку не может роботов быстро продавать. Поэтому, констатирует Кивокурцев, «Промобот» лишил американскую компанию эксклюзивных прав на распространение роботов в США и именно по этой причине Спивак решил очернить репутацию «Промобота» словами о плохой работе роботов, считает Кивокурцев.
По словам Алисы Конюховской, исполнительного директора Национальной ассоциации участников рынка робототехники, интерес к российской робототехнике за рубежом растет, но «Промобот» пока единственная российская компания сервисной робототехники, которая получила так много заказов от зарубежных компаний на сравнительно крупные суммы. По ее данным, 65% выручки за 2018 г. дал экспорт. Это подтвердил «Ведомостям» и Кивокурцев, по его словам, общая выручка в 2018 г. составила 213,5 млн руб.
Такая большая доля экспорта – следствие того, что российский спрос на робототехнику в сравнении, например, с китайским, пока незрелый, объясняет Конюховская. «Промобот» говорит, что у компании есть клиенты и в России: в 2017 г. НПФ Сбербанка приобрел двух промоботов за 1,6 млн руб. Тогда руководитель проектного офиса Сбербанка Михаил Владимиров рассказывал, что в задачи роботов входило консультирование клиентов и помощь в заполнении документов. Теперь в Сбербанке отказываются это комментировать.
Для швейцарского контракта «Промобот» должен изготовить 999 роботов, но с 2015 г. выпустил всего 500. Чачава вспоминает, что у первых промоботов бывали проблемы с надежностью, а алгоритм, обеспечивающий искусственный интеллект робота, был недостаточно развит. Впрочем, эта задача сложна и для таких компаний, как «Яндекс»или Apple, имеющих большие технологические мощности, считает Чачава. По его данным, спрос на сервисных роботов в Европе пока невелик, цена высока, и это скорее маркетинговый инструмент. «Способ показать свою инновационность и продать вау-эффект – о реальной конкуренции с сервисным персоналом речь пока не идет», – объясняет он.
ООО «Промобот», по словам Кивокурцева, на 24,91% принадлежит фонду ФРИИ, на 19,59% – основателю компании Алексею Южакову, на 14,29% – фонду «Мир», на 12,13% и на 9,76% – венчурным инвесторам Григорию Бубнову и Евгению Плужнику, на 7,28% – сооснователю и техническому директору Игорю Еремееву; долями по 4,76% владеют Кивокурцев и Максим Утев, 2,8% – гендиректор Максим Чугунов.