Каждый третий российский фильм не окупает госрасходов на его производство
Чиновники впервые раскрыли, сколько государство потратило на производство конкретных кинопроектовВ 2010–2015 гг. государственный Фонд кино выделил на производство и прокат фильма «Викинг» 728 млн руб., следует из данных единой системы продажи кинобилетов (ЕАИС). Эта история о князе Владимире от «Дирекции кино» и «Первого канала» стала самой дорогой для федерального бюджета за всю историю российского кино.
Вторая по масштабу господдержки картина – «Дуэлянт» от Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, она в 2014–2015 гг. получила от Фонда кино 450 млн руб. Также в топ-5 фильмов с самым большим бюджетным финансированием вошли «Экипаж» и «Движение вверх» от «Студии «Тритэ» Никиты Михалкова» (442 млн и 400 млн руб. соответственно), а также «Легенда о Коловрате» от «Централ партнершип» (350 млн руб.).
Министерство культуры и Фонд кино, которые ежегодно выделяют на кино больше 5 млрд руб., впервые раскрыли данные по господдержке отечественных фильмов. До этого, по договоренности с продюсерами, чиновники много лет раскрывали лишь годовой бюджет на кино и список проектов, получивших финансирование. Детали становились известны, только если продюсеры не возвращали деньги и дело доходило до суда. Если Минкульт дает деньги на дебютное и авторское кино, то Фонд кино – на фильмы, предназначенные для массовой аудитории. Поскольку это, как правило, коммерческое кино, то в отличие от Минкульта часть денег фонд выдает фактически в виде беспроцентного кредита – на условиях их полного возврата. Это должно стимулировать продюсеров не только тратить госденьги, но и зарабатывать, объясняли чиновники.
Четких критериев, в каких случаях продюсеры получают помощь государства безвозвратно, нет, это каждый раз решает попечительский совета фонда, а рекомендации ему дают привлеченные эксперты от индустрии. Продюсерам того же «Викинга» нужно было вернуть в бюджет лишь 115 млн руб., а «Движение вверх» получило все свои 400 млн руб. безвозвратно.
Размер господдержки и то, сколько в итоге собирает фильм, тоже коррелируются далеко не всегда. Так, «Викинг», самый дорогой для государства и один из самых дорогих в производстве проектов среди всех отечественных картин, собрал в прокате 1,5 млрд руб. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», это шестой результат по кассе среди всех российских фильмов, тогда как у лидера – «Движения вверх» – в копилке 3 млрд руб. сборов.
По закону государство может профинансировать не более 75% производственного бюджета картины, Фонд кино обычно закрывает 60–70% расходов продюсеров на создание фильма. И продюсеры при подаче заявок в эту организацию обещают привлечь большую аудиторию и, соответственно, собрать крупную кассу. Ведь половину сборов оставляют себе кинотеатры, свой процент получает дистрибутор, наконец, продюсеры несут расходы не только на съемки картины, но и на ее рекламу и продвижение. Тем более показательны случаи, когда фильмы собирают даже не меньше собственного бюджета, а меньше той суммы, что им выдало государство. Как следует из базы данных по господдержке, среди 38 картин, которые с 2015 г. получили от государства 100 млн руб. и более, таких оказалось сразу 14 – т. е. больше трети проектов. Среди самых ярких провалов – военный приключенческий боевик «Семь пар нечистых» от продюсера Вадима Абдрашитова и «Мосфильма», который получил от государства 119 млн руб. и собрал в 2018 г. меньше 1 млн руб., мультфильм «Баба Яга. Начало» от Art Pictures и Glukoza Production c безвозмездной господдержкой в 138 млн руб. и сборами в 1,3 млн руб., комедия 2013 г. под названием «Невидимки» от продюсеров Рената Давлетьярова и Александра Котелевского (107 млн руб. поддержки и 20 млн руб. сборов). Если судить по этим цифрам, неэффективно потратили госденьги патриотическая комедия «Крымский мост. Сделано с любовью!», сценаристом которой была главный редактор RT Маргарита Симоньян, а режиссером – ее муж Тигран Кеосаян (проект собрал в кинотеатрах 70 млн руб. при господдержке в 100 млн руб.) и фантастический боевик «Рубеж» от продюсеров Джаника Файзиева, Рафаела Минасбекяна и Павла Степанова (последний сейчас работает замминистра культуры) с господдержкой в 200 млн руб. при сборах 87 млн руб. «Общеизвестно, что качество фильма не всегда гарантирует кассу, успех в прокате зависит от множества факторов, тем более при такой сильной конкуренции в кинотеатрах, – возражает Файзиев. – Я и сейчас считаю, что мы сделали очень достойный проект. Громкие провалы есть у крупнейших голливудских студий, которые не испытывают проблем с талантами и бюджетами. И если в России явно проваливается лишь треть проектов с господдержкой, это фантастический результат».
Но чиновники называют треть проваливших проектов системной проблемой. «То, что мы сделали данные публичными, должно повысить ответственность экспертов при отборе проектов для господдержки», – говорит руководитель департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова. На рынке есть проблема с качеством сценариев и команд, вторит ей исполнительный директор Фонда кино Вячеслав Тельнов: «Мы поняли, что больше не готовы давать деньги на проекты, которые вызывают вопросы, лучше мы не потратим часть бюджета».