Искусственный интеллект выявит контрабанду

Таможенники планируют доверить автоматике контроль грузов
ИИ, который заказывает ФТС, должен не только выявлять провоз запрещенных предметов (оружие, наркотики, контрабандный алкоголь и табак), но и опознавать, какие товары ввозятся, к примеру, в кузове грузовика или контейнере/ Андрей Гордеев / Ведомости

ФТС объявила конкурс на создание системы машинного анализа рентгеноскопических изображений с инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) – стартовая цена закупки составляет 233 млн руб., следует из материалов, опубликованных на сайте госзакупок. Начать развертывание этой системы ФТС планирует уже к концу этого года, а в полном масштабе она должна заработать к концу 2024 г.

Сейчас ИДК устанавливаются на морских и сухопутных пунктах пропуска транспорта в Россию и из нее, а также в аэропортах. Они служат для проверки грузовиков, прицепов, контейнеров и проч.

В отношении багажа пассажиров процедура досмотра с помощью ИДК сейчас практически не применяется, отмечает управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.

ИИ, который заказывает ФТС, должен не только выявлять провоз запрещенных предметов (оружие, наркотики, контрабандный алкоголь и табак), но и опознавать, какие товары ввозятся, к примеру, в кузове грузовика или контейнере. Делать это система должна, используя базу эталонных изображений. Также ИИ должен определять количество ввозимых товаров того или иного наименования, загрузку транспортного средства, в котором они перевозятся, сопоставлять эти сведения с данными из таможенных деклараций и т. п. Проанализировав рентгеновские снимки, система без участия человека должна определить, можно ли без подозрений пропускать товары в Россию или же их должны осмотреть служащие таможни.

ИИ, анализирующий картинку с таможенных рентгеновских аппаратов, позволит оптимизировать численность служащих, занимающихся сейчас этим вручную, при этом скорость досмотра увеличится, говорится в документах ФТС (конкретные целевые показатели не приводятся). Кроме того, данные с рентгеновских установок будут передаваться в единую автоматизированную информационную систему таможни – такой подход делает действия таможенников на местах более подконтрольными руководству на местах и снижает коррупционные риски, считают в ведомстве.

В ФТС к моменту сдачи этой статьи в печать на вопросы «Ведомостей» не ответили.

«Сейчас прохождение ИДК может занять от нескольких минут до нескольких дней, – отмечает Иккерт. – Все зависит от того, насколько загружено оборудование и его операторы. Зачастую транспортное средство могут направить в другой таможенный пункт». Правда, на ИДК попадает не весь транспорт подряд, а только тот, что вызывает подозрения у таможенников, отмечает юрист.

По состоянию на конец 2020 г. Минтранс в своем отчете оценивает пропускную способность международных пунктов пропуска транспорта на российских границах примерно в 4 млн ТС в год. По предварительным данным ведомства, фактически в 2020 г. в Россию и из нее российскими перевозчиками осуществлено 916 000 рейсов с грузом, иностранными – чуть более 1 млн.

Александр Иванов, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, считает проект ФТС перспективным и полагает, что со временем его можно распространить и на розничный сегмент логистического рынка: «Посылки из интернет-магазинов таможня досматривает не на самой госгранице, а в местах международного почтового обмена внутри страны, и объемы трансграничной торговли исчисляются сотнями миллионов посылок в год». По его словам, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. их количество снизилось с 360 млн до 226 млн, но нагрузка на таможню не уменьшилась – китайские логисты научились собирать комбинированные посылки: «Если вы заказываете несколько товаров у разных производителей, их могут доставить вам в одной коробке. А таможенников интересуют не посылки, а именно содержащиеся в них отправления». В дальнейшем количество отправлений будет только расти, а расширять штат таможенников, занимающихся досмотром товарных отправлений, до бесконечности невозможно, говорит Иванов: «ИИ позволит оперативно досматривать и багаж в аэропортах».

Сама по себе система таможенного досмотра, базирующегося на ИИ, не уникальна с технической точки зрения, отмечает технический консультант компании UiPath Николай Кабанов: «Здесь решается классическая для нейронных сетей задача классификации объектов. Программные роботы отлично дополняются такими нейросетями для принятия решений. Например, во время начала пандемии коронавируса UiPath решала задачу по классификации рентгеновских снимков на наличие пневмонии, вызванной COVID-19, и автоматическому внесению соответствующих пометок в медицинские карты».

Среди рисков проекта ФТС участники рынка называют возможные ошибки ИИ. «Внедрение машинного анализа не исключает рисков, связанных с ошибками, которые может допускать даже самый совершенный самообучающийся ИИ, – говорит Иккерт. – Результатом выявления признаков несоответствия снимка и задекларированных данных является направление груза или транспортного средства на дополнительную проверку, в связи с этим и у отправителя, и у получателя, и у экспедитора формируются риски убытков».

Применение алгоритмов и ИИ, в том числе органами исполнительной власти, в российском законодательстве в достаточной степени не проработано и кто несет ответственность в случае формирования убытка из-за сбоев в работе алгоритма – вопрос дискуссионный, резюмирует Иккерт.