МТС может инвестировать в сервис проката самокатов Lite

В 2021 году сегмент микромобильного транспорта может вырасти втрое, ожидают эксперты
Переговоры о привлечении инвестиций инициировал сам Lite, пока конкретных договоренностей не достигнуто/ Валерий Шарифулин / ТАСС

МТС рассматривает возможность выхода на рынок микромобильного транспорта и, в частности, ведет переговоры об инвестициях в сервис проката самокатов Lite, узнали «Ведомости». Это лишь одна из компаний в сегменте, на которые смотрит МТС, утверждает близкий к ней источник. По его словам, оператор изучает потенциал рынка аренды таких транспортных средств и варианты выхода на него. Переговоры о привлечении инвестиций инициировал сам Lite, пока конкретных договоренностей не достигнуто, подчеркивает другой источник в МТС. Представитель МТС отказался от комментариев, в Lite на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Участники рынка, опрошенные «Ведомостями», ассоциируют Lite с основателем каршерингового сервиса YouDrive Борисом Голиковым (сам он отказался от комментариев). Под брендом Lite работает ООО «КИК», говорится на сайте прокатной компании. В «СПАРК-Интерфаксе» зарегистрировано несколько компаний с таким названием. По данным сервиса «РБК компании», на учрежденное в Москве в 2018 г.

ООО «КИК» зарегистрирована торговая марка YOU DRIVE LITE. Совладельцами КИК, как свидетельствует «СПАРК-Интерфакс», являются несколько российских физических и юридических лиц, крупнейшие доли в уставном капитале (по 25%) принадлежат Марии Кожевниковой и Сергею Сафонову. В 2020 г. выручка компании составила чуть более 13,2 млн руб., по сравнению с 2019 г. она выросла более чем в 32 раза. «На фоне таких проектов, как Whoosh и Urent, сервис Lite совсем небольшой, на сегодня в парке, по заявлению оператора, примерно 2700 самокатов, а география присутствия ограничена Москвой и Сочи. Доля рынка Lite по количеству прокатных самокатов в России сейчас в районе 3%», – отмечает издатель проекта truesharing.ru Юрий Николаев.

При этом Николаев считает рынок проката электросамокатов крайне перспективным: «В начале 2020 г. в России было не больше 10 000 самокатов, а к концу года – уже около 30 000. По состоянию на середину весны 2021 г. на всех операторов приходится уже около 85 000 самокатов. С учетом планов по росту всех операторов в этом году их общее количество может перевалить за 100 000, из них 30 000–50 000 – в Москве». По подсчетам Николаева, в 2021 г. объем рынка проката электросамокатов может составить 10 млрд руб. против примерно 3 млрд руб. в прошлом году. «На долю Urent и Whoosh приходится 60 000–65 000 самокатов, остальные игроки уступают им по количеству устройств и географии присутствия», – уточняет он.

$200 — 300 млрд

составит к 2030 г. объем рынка микромобильного транспорта в США, по прогнозу McKinsey. В Европе этот показатель достигнет $100–150 млрд, в Китае – $30–50 млрд

Стремительные темпы роста рынка, по словам Николаева, обеспечили инвестиции АФК «Система», которая недавно приобрела долю в сервисе проката Urent, а также инвестиции структур ВТБ и банка «Открытие» в проект Whoosh, составившие почти 2 млрд руб. О том, что фонд Sistema SmartTech инвестировал в Urent 200 млн руб., стало известно в начале апреля; об инвестициях фондов ВТБ и «Открытия» в Whoosh сообщалось в феврале. «Благодаря этим вложениям компании получили средства для увеличения парка и региональной экспансии, – продолжает Николаев. – Количество сдаваемых в аренду самокатов растет буквально каждую неделю». Исходя из опыта предыдущих сделок, можно предположить, что оценка Lite может составить до 500 млн руб., считает он: «Но она зависит не только от текущего парка самокатов – важно, какую стратегию развития предложит компания инвесторам, каковы ее планы географической экспансии, расширения бизнеса, привлечения клиентов и т. п.».

При построении бизнес-процессов, связанных с прокатом электротранспорта, операторы столкнутся с проблемами, не характерными для сотового бизнеса и, в принципе, не учитываемыми в практиках сотовых операторов, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «В России бизнес по прокату самокатов и велосипедов сезонный. Это означает, что в отличие, допустим, от США скутеры не будет востребованы с конца осени до начала весны, т. е. около полугода, исключение может составить только юг страны». А низкое качество дорожного покрытия в российских городах может повлечь значительные эксплуатационные расходы, считает Кусков, к которым, по его словам, следует прибавить также «вандализм и кражу транспортных средств».

Возможный выход МТС на рынок микромобильного транспорта сейчас смотрится скорее как эксперимент, воспринимать его как серьезное и доходное дополнение к экосистеме оператора сложно, считает аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович: «Связанный с прокатом электросамокатов и других транспортных средств бизнес будет работать только в сочетании с собственным картографическим сервисом, которого у МТС нет. В противном случае придется пользоваться чужим, что ведет к росту расходов». По мнению Венграновича, прокат электросамокатов должен дополнять мультимодальный сервис, который позволяет прокладывать оптимальный маршрут с использованием общественного транспорта, каршеринга, такси. По мнению Кускова, повышению эффективности прокатного бизнеса могут способствовать специальные договоренности его операторов с участниками рынка логистики и доставки: «Спрос на электросамокаты со стороны курьеров высокий и растет в весенне-летний сезон».