Новая технология ароматизации кинофильмов разрабатывается в России

Предыдущие попытки дополнить фильмы запахами заканчивались неудачно
Сейчас проект на стадии создания прототипа: колонки с четырьмя барабанами по семь картриджей в каждом/ НТИ

Российская компания Illusion при поддержке Национальной технологической инициативы (НТИ) разработала технологию для просмотра фильмов и видео с аромасопровождением. Технология Illusion Aroma позволяет синтезировать и распылять запахи из нескольких сменяемых картриджей в зависимости от сцены на экране. В команду разработчиков вошли победители и призеры различных технических и стартап-конкурсов: WorldSkills Russia Junior, «Курчатовского турнира», международного конкурса «Мой первый бизнес», отметили в Illusion.

«Мы предлагаем технологию дорожки запахов по аналогии со звуковой дорожкой, – объясняет руководитель проекта Илья Финатов. – Запахи распределяются по фильму так же, как звук. Множество запахов мы планируем обеспечивать смешиванием, как на цветовой палитре. Мы проанализировали сцены более сотни фильмов и выделили наиболее частые запахи, которые обязательно будут в библиотеке. Например, запах кофе и свежей выпечки».

Поначалу разработчики добавят дорожку с запахами при помощи монтажа, в дальнейшем планируют обучить нейросеть распознавать объекты на экране и добавлять дорожку запахов автоматически.

Сейчас проект на стадии создания прототипа: колонки с четырьмя барабанами по семь картриджей в каждом. Умное устройство будет подключаться к компьютеру или телевизору с помощью Bluetooth.

Стоимость устройства для пользователя представители Illusion оценивают в 50 000 руб. Разработчики планируют также оборудовать умной колонкой небольшие залы кинотеатров и сдавать их в аренду.

После представления колонки на интенсиве Минобрнауки «Архипелаг 2121» в конце этого месяца Illusion запатентует технологию, рассказали в НТИ. Для завершения разработки и серийного выпуска продукта Illusion планирует привлечь 20 млн руб. со стороны НТИ и столько же от частных инвесторов, рассказали разработчики.

Потенциальный объем глобального рынка аромаустройств сами разработчики оценивают в $1,7 млрд. Однако все прежние попытки дополнить запахами кинофильмы не приносили ощутимого результата.

Эксперименты начали проводить в середине прошлого века: в 1960 г. швейцарский инженер Ханс Лаубе разработал систему Smell-o-Vision, которую применили на показах картины «Запах тайны» Джека Кардиффа.

К спинке каждого кресла в зале чикагского кинотеатра провели трубку от основного распылителя, который подавал запах в нужный момент. Всего было приготовлено 30 ароматов: от свежей выпечки до пороха. Фильм «Запах тайны» предполагал, что сопровождение станет частью сценария, погружая зрителя в атмосферу картины. Но система шумела, мешала сосредоточиться на сюжете, а впрыскивание запахов непосредственно перед зрителем многих раздражало.

Один из громко лопнувших доткомовских пузырей рубежа тысячелетий – компания DigiScents с устройством ISmell – был посвящен масштабной идее дополнить запахами интернет. Компания смогла привлечь $20 млн инвестиций и внимание многих крупных корпораций – от Procter & Gamble до Microsoft.

В 2013 г. в Японии появилось устройство ChatPerf, которое подключалось к смартфонам и передавало необходимые запахи. К нему было также создано мобильное приложение. Разработчики больше ориентировались на сопровождение запахами игр, устройство подключалось через порт к iPhone 4 и iPhone 4S. Широкого распространения девайс так и не получил.

Технологии ароматизации помещений для усиления эффекта обычно используются в маркетинге для повышения продаж, говорит владелец BMB Agency Наталья Колесникова: «Аромамаркетинг только сейчас начинает интегрироваться в медиарынок b2c. Этому способствует тренд развития интерактивной рекламы на ТВ, в этой сфере устройство может оказаться востребованным. Технологии усилят эффект рекламы и подогреют покупателя».

«Подобные стартапы с красивой идеей рынок уже наблюдал, но, как показывает практика, совершить прорыв в подобной области – неподъемный груз не только для российских проектов, но и для проектов из любой другой страны, – рассказывает венчурный инвестор, основатель инвесткомпании A.Partners Алексей Соловьев. – Причин тому множество, начиная с того, что непонятно, какую проблему решает продукт. А компания Illusion выбрала самую сложную бизнес-модель для себя: продажу девайса напрямую пользователям».

Стоимость устройства Illusion Aroma очень высокая и очевидно, что продукт направлен на ограниченную целевую аудиторию, которая настроена на самые прорывные инновации, оценивает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «С учетом цены колонки у покупателя будет набор очень высоких требований к тому, насколько натуральными будут запахи, какова будет их интенсивность и как будет реализован механизм их смены, если для фильма предусмотрен не один вариант». И помещение для устройства должно быть оборудовано хорошей системой приточно-вытяжной вентиляции, чтобы технология работала эффективно, напоминает эксперт.

Чтобы технология в целом имела спрос, в мире должно появиться достаточно контента, который поддерживает «запахи», объясняет Соловьев: «В целом я верю, что когда-то и запахи будут применяться в кинотеатрах или стриминговых сервисах, но созданы подобные технологии будут внутри таких гигантов, как производители оборудования и звуковых систем Dolby surround и другие разработчики устройств для воспроизведения контента дома и в общественных местах, но никак не среди российских стартапов».