Ольга Паскина начала инвестировать в технологические стартапы

Для этого экс-глава НМГ и ее партнер Алексей Янчишин создали компанию DV Capital
Ольга Паскина начала инвестировать в технологические стартапы / Максим Стулов / Ведомости

ООО «ДВ капитал» зарегистрировано в феврале этого года, владельцем 100% долей в базе ЕГРЮЛа указан Алексей Янчишин. На сайте DV Capital Ольга Паскина и Янчишин упомянуты как сооснователи и партнеры. Сама Паскина пояснила «Ведомостям», что сейчас у нее и Янчишина по 50% в ООО, документы на перерегистрацию уже поданы. ООО «ДВ капитал» выполняет для инвестиционной компании функцию корпоративного центра, отметила Паскина.

Паскина – известный медиаменеджер. Она возглавляла холдинг «Профмедиа», российское подразделение Discovery Networks, в 2016–2021 гг. работала гендиректором «Национальной медиа группы» (НМГ).

Янчишин занимал в НМГ несколько топ-менеджерских позиций, в том числе был заместителем гендиректора по стратегии, отвечая за проведение сделок M&A. На сайте DV Capital говорится, что он курировал более 30 стратегических сделок и инвестпроектов НМГ, в том числе с компаниями Netflix, VIASAT, FOX, Art Pictures.

DV Capital возглавил Павел Солнцев, ранее работавший директором по инвестициям в НМГ.

DV Capital развивает два направления – инвестиционное и консалтинговое, рассказала Паскина. В рамках первого партнеры будут работать со стартапами на разных стадиях развития. В случае с проектами на ранней стадии привлечения инвестиций они планируют выходить из актива через пять лет и более, в случае со зрелыми стартапами сроки выхода могут составлять 2–3 года.

«У нас нет фокуса на проекты в сфере медиа и рекламы, мы готовы вкладываться в технологические компании в разных сегментах», – говорит Паскина. Среди ключевых компетенций DV Capital она называет работу с командами стартапов, масштабирование бизнес-моделей и привлечение инвестиций. Размер инвестиций в один сторонний проект составляет от 15 млн до 150 млн руб. Порог входа в стартап ограничен долей в 25%.

«Если инвестор покупает пакет больше блокирующего, то велик риск, что команда стартапа перестанет считать проект своим и это скажется на качестве ее работы», – говорит Янчишин. DV Capital также готова развивать и финансировать с нуля собственные стартапы. По его словам, в разработке находятся проекты в области электронной коммерции, онлайн-видео, онлайн-образования, инфлюенс-маркетинга.

Консалтинговое направление DV Capital ориентировано на проекты, которым необходимо повысить привлекательность для инвесторов. Янчишин говорит, что к DV Capital обращаются компании за помощью в привлечении инвестиций, сопровождении сделок M&A, построении процессов корпоративного управления, стратегического и финансового планирования.

DV Capital уже инвестировала в четыре проекта, рассказал Янчишин. Сейчас основу портфеля составляют стартапы, вышедшие из ранней стадии привлечения инвестиций. Например, компания вложилась в медицинский проект Bestdoctor, с 2015 г. разрабатывающий технологическую платформу, которая помогает следить за здоровьем. В июне этого года Bestdoctor привлек $26 млн от фонда Winter Capital Владимира Потанина.

Единственным стартапом, находящимся в посевной стадии привлечения инвестиций, стал запущенный в 2019 г. Yoloco – аналитическая платформа по работе с блогерами. Сооснователь и гендиректор Yoloco Филипп Шайжанов подтвердил, что DV Capital инвестировала в проект. Управляющий партнер венчурного фонда Addventure Максим Медведев сообщил, что DV Capital участвовала в инвестраундах Bestdoctor в составе консорциума инвесторов, лидером которых стала Addventure.

Российский венчурный рынок оценивается в 14–20 млрд руб. в год, что в тысячу раз меньше американского рынка, констатирует партнер компании «ФРИИ инвест» Дмитрий Калаев: «Стартапы, в которые вложилась DV Capital, выглядят хорошо и быстро растут, но большинство из них сильно привязаны к российской экономике. Проблема в том, что в России на рынке покупателей критически мало компаний для развития стартапов и рынка как такового. Фактически DV Capital идет в рынок с перегретым предложением, где покупателей около полудюжины – это Сбербанк, «Яндекс», Mail.ru Group, «Ростелеком» и сотовые операторы». По оценке Калаева, ежегодно в России проходит около 30 сделок по продаже стартапов.

В России ограничен потенциал выхода из проектов с оценками больше чем в 1–2 млрд руб., а также количество направлений, где реально создать капитализацию, говорит сооснователь онлайн-школы EBAC (Бразилия) и экс-совладелец Skillbox Андрей Анищенко: «При этом борьба за проекты серьезная, и приоритет получают инвесторы с именем, которые способны оказать стартапу помощь, в том числе с поиском следующего раунда».

Опыт Паскиной и Янчишина в сфере управления медиаактивами и ведения сделок M&A поможет партнерам войти в венчурный бизнес, считает управляющий партнер консалтинговой компании VDI Илья Хоффман. Хотя фокус на российские активы представляется ему ограниченным: «От такой команды было бы логично ожидать глобального покрытия».

Появление компании, готовой инвестировать на ранних стадиях, поможет в институционализации рынка венчурных инвестиций в России, считает управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко: «На российском рынке ощущается недостаток венчурного капитала, особенно это касается стартапов на ранних стадиях. Однако попытки сочетать несколько ключевых компетенций – венчурного фонда, бизнес-инкубатора и венчурной студии – потребуют от инвесторов больших операционных расходов на управление, которые будут сильно давить на доходность вложений».