Запуск беспилотников по трассе М-11 «Нева» обойдется бюджету в 5,2 млрд рублей

Проект призван сократить себестоимость перевозки грузов на 15%
Для реализации проекта и отработки всех решений со всеми участниками перевозки – от разработчиков технологий, автопроизводителей и оператора дорожной инфраструктуры до перевозчиков и грузоотправителей – сформирован открытый консорциум/ Евгений Разумный / Ведомости

Правительство одобрило выделение 5,2 млрд руб. на инициативу «Беспилотные логистические коридоры» (БЛК), следует из приложения к протоколу заседания у премьера-министра Михаила Мишустина, где были утверждены новые инициативы социально-экономического развития Российской Федерации в 2021–2024 гг. («Ведомости» ознакомились с копией документа). Из этой суммы 4,9 млрд руб. выделено из фонда национального благосостояния (ФНБ) и 300 млн руб. дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Это предельные объемы финансового обеспечения, следует из приложения к протоколу.

Аналогичная сумма затрат из федерального бюджета указана в материалах Минтранса, посвященных БЛК (есть у «Ведомостей»). Самая большая статья расходов в рамках этого проекта – капитальные затраты на оборудование трассы М-11 «Нева» из Москвы до Санкт-Петербурга, ее протяженность – 669 км. На создание инфраструктуры связи, установку радиометок, строительство центров управления трафиком и перехватывающих парковок предлагается выделить 3 млрд руб. При этом министерство отмечает возможность привлечения частного финансирования капитальных затрат на М-11. 200 млн руб. запрашиваются на разработку программного обеспечения управления беспилотниками, 240 млн руб. – искомые инвестиции на оборудование дороги на участке обхода Твери.

1,4 млрд руб. предлагается вложить в создание и эксплуатацию полигона для испытаний и стандартизации технологий в сфере беспилотного автотранспорта. Разработка технологических стандартов, технических требований для беспилотников-автомобилей, а также формирование предложений по изменению нормативно-правой базы потребует еще 400 млн руб., следует из материалов Минтранса.

Средства ФНБ будут выделяться оператору дороги на возвратной основе, следует из презентации финансовой модели проекта БЛК, предложенной Минтрансом («Ведомости» ознакомились с копией).

Оператор дороги будет получать оплату за проезд беспилотников от грузоперевозчиков. Кроме того, оператор дороги будет оплачивать услуги государственного оператора беспилотного движения. «Ведомости» направили запрос Минтрансу о том, будет ли финансирование ФНБ предоставлено одному оператору беспилотного коридора либо будет распределено между несколькими операторами. К моменту сдачи номера ответ не поступил.

Государственные инвестиции в проект БЛК по нулевой ставке на 12 лет позволят добиться минимального тарифа за проезд беспилотников – 2,45 руб. за 1 км пути, следует из презентации Минтранса. В случае привлечения частного финансирования, а именно при размещении облигаций по ставке купона 8,8% годовых и сроком погашения 20 лет, тариф составит 2,67 руб. При размещении облигаций по аналогичной ставке сроком на 10 лет тариф вырастет до 4,17 руб. за 1 км. Себестоимость эксплуатации инфраструктуры для беспилотника на трассе М-11 составит 126 руб. на 100 км пути, еще 75 руб. составит себестоимость эксплуатации оборудования беспилотника. Сейчас грузоперевозчики таких затрат не несут. В целом же перевозка грузов автомобилями-беспилотниками позволит сократить себестоимость перевозки на 15%, полагает министерство. Себестоимость 100 км пути на беспилотнике будет 3288 руб., т. е. на 581 руб. дешевле, чем себестоимость перевозки на грузовике с водителем (3869 руб.). Снижение себестоимости будет достигаться за счет сокращения затрат на зарплату водителю беспилотника на 80%: она составит 148 руб. на 100 км по сравнению с зарплатой водителя обычного грузовика в 739 руб. на 100 км (водители будут приводить машины на трассу и забирать с нее). Беспилотник также предполагает снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт на 20%, затраты на топливо снизятся на 12%, на страховку – на 5%.

Для реализации проекта и отработки всех решений со всеми участниками перевозки – от разработчиков технологий, автопроизводителей и оператора дорожной инфраструктуры до перевозчиков и грузоотправителей – сформирован открытый консорциум, сообщил «Ведомостям» пресс-секретарь ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) Олег Кириллов. По его словам, в консорциум вошли «Камаз», Volvo, X5 Retail Group, «Почта России», «Деловые линии», Globaltruck, Первая экспедиционная компания, «Сберавтотех», «ВТБ инфраструктурный холдинг», «Национальные телематические системы», Государственная транспортная лизинговая компания, госкомпания «Автодор» и ЦТЛ.

«В ближайшее время ожидается расширение консорциума за счет иностранных разработчиков и автопроизводителей, российских перевозчиков и IT-компаний», – сообщил Кириллов.

В инициативу БЛК также предлагается интегрировать проект «Автодата», предусматривающий сбор данных о местоположении автомобилей, следует из протокола совещания межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, которое прошло 15 октября под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова. Представитель секретариата Белоусова также предложил определить госкомпанию «Автодор» ответственной за координацию мероприятий, связанных с разработкой технических требований к транспортной инфраструктуре, а входящее в госкорпорацию ВЭБ.РФ АО «ИнфраВЭБ» – ответственным за формирование финансовых и бизнес-моделей деятельности оператора беспилотных перевозок, отмечается в протоколе совещания представителей отрасли по реализации инициативы БЛК от 21 октября.

Запуск беспилотного логистического коридора, как изначально установлено проектом, возможен не позднее 2024 г. с последующим масштабированием отработанных организационно-технических решений на 19 500 км федеральных трасс, включая участок М-12 до Казани, сообщил Кириллов. Беспилотные грузоперевозки в экспериментальном режиме могут начаться в 2022 г., добавил он.

«Предложения Минтранса заключаются в том, чтобы за счет государства создать самую неокупаемую часть проекта БЛК – инфраструктуру, в том числе связную, – говорит заместитель генерального директора АО «Глонасс» по взаимодействию с органами государственной власти Александра Зимина. – Все, что касается грузоперевозчиков, – это окупаемая услуга, она будет включать и погрузку-разгрузку, и путь, и возможность мониторинга груза грузоотправителем».

Согласно презентации Минтранса, проект предусматривает привлечение 600 млн руб. со стороны транспортных компаний. Впрочем, грузоотправителям, среди которых Ozon и Wildberries, становится выгодно перевозить товары на беспилотных автомобилях, в случаях когда рейс беспилотника выходит за пределы рабочего дня, рассказал «Ведомостям» один из участников совещаний по проекту БЛК.

«Беспилотник начинает себя окупать с того момента, когда по тахографу водитель обычного грузовика должен остановиться и отдыхать либо смениться другим водителем», – поясняет он логику грузоотправителей. Проезд по трассе М-11 как раз занимает не более одного рабочего дня, поэтому этот беспилотный логистический коридор в перспективе должен быть продлен, к примеру, до Екатеринбурга – и тогда уже будет совершенно окупаемая финансовая модель, заключает один из участников совещания у Мишустина.

Представитель пресс-службы ВТБ сообщил, что банк считает проект БЛК «перспективным, особенно в свете взрывного роста интернет-торговли, усилившегося в пандемийный 2020 год».