Цифровые экосистемы ограничат на уровне подписок

Разработан комплекс мер для устранения рисков навязывания услуг со стороны цифровых экосистем
Чтобы не позволять экосистеме оказывать влияние на выбор пользователей, предлагается ввести запрет на «предустановленные галочки» в онлайн-заказах/ Depositphotos / PhotoXPress

В автономной некоммерческой организации (АНО) «Цифровая экономика» разработан комплекс мер для устранения рисков навязывания услуг со стороны цифровых экосистем. Об этом «Ведомостям» сообщил один из консультантов правительства и подтвердил федеральный чиновник. Основная идея разработчиков заключается в том, чтобы убрать риск влияния экосистемы на выбор пользователя путем навязывания определенных товаров и услуг. Эта проблема упоминается в презентации Роспотребнадзора, с которой ознакомились «Ведомости». 

Чтобы не позволять экосистеме оказывать влияние на выбор пользователей, предлагается ввести запрет на «предустановленные галочки» в онлайн-заказах, говорят собеседники «Ведомостей». С помощью галочек клиенту обычно предлагаются сопутствующие услуги и товары экосистемы, ее реклама, а также берется согласие на автоматическое продление подписки на услуги экосистемы. 

Как рассказал «Ведомостям» один из разработчиков комплекса мер, предлагается ввести централизованные правила в части подписки на услуги экосистемы. Также рекомендовано обязать поставщика при периодической оплате информировать клиента об очередном списании. При заключении договора с периодическими платежами поставщика хотят обязать предоставить выбор продления и в автоматическом режиме или вручную. Предлагается ввести обязательный «период охлаждения» для покупателей, в течение которого подписку можно отменить, если клиент не успел воспользоваться сервисами. Сейчас такая опция существует при заказе финансовых услуг, в том числе страховки. Наконец, рекомендовано упорядочить информирование потребителя об услугах экосистем, а именно – запретить объединение категорий информирования. Наконец, предлагается реализовать настройку видимости состава услуг, включенных в подписку.

Пока не решено, в каком виде будут закреплены эти нормы – в виде поправок в закон о защите прав потребителей либо они будут исполняться бизнесом в формате саморегулирования, отмечают собеседники «Ведомостей». 

Меры по регулированию цифровых экосистем сформулированы в рамках круглых столов, которые проходили в АНО «Цифровая экономика» по запросу Минэкономразвития, рассказал «Ведомостям» заместитель генерального директора АНО «Цифровая экономика», директор по направлению «Нормативное регулирование» Дмитрий Тер-Степанов. По его словам, в обсуждении участвовали представители «практически всех компаний, которые можно назвать экосистемами», в том числе Сбербанка, «Яндекса», VK (ранее – Mail.ru Group), МТС, Wildberries, Ozon, Avito. Предложения были сформулированы и представителями госорганов – Минцифры, ЦБ, ФАС, Роскомнадзора и Роспотребнадзора, отметил Тер-Степанов: «Меры регулирования экосистем будут проверены на непротиворечивость друг другу в ходе следующих круглых столов».

«Мы исходим из того, что основным инструментом регулирования [экосистем] должно стать саморегулирование, – говорит Тер-Степанов. – И в этом смысле наиболее эффективно, когда контроль за осуществлением практик осуществляют коллеги, которые разбираются в предмете».

Представитель пресс-службы Минэкономики сообщил «Ведомостям», что по итогам анализа подходов к регулированию в других странах и консультаций с бизнесом ведомство выбрало тактику мягкого регулирования «с акцентом не на жесткие запретительные и ограничивающие меры, а на создание условий для роста и успешной конкуренции отечественных цифровых экосистем с зарубежными как на территории России, так и на мировых рынках». Конкретные решения для создания последующих законодательных инициатив предварительно планируется уточнить до конца текущего года, добавил представитель Минэка.

Инициативы по предотвращению навязывания услуг экосистем уже поддержал Роспотребнадзор, сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы ведомства. Комментируя идею введения «периода охлаждения» для отказа от подписки на услуги экосистемы, представитель Роспотребнадзора рекомендовал учесть, что закон о защите прав потребителей устанавливает право потребителя отказаться от услуг в любое время и потребовать возврата денежных средств. «Полагаем, что для цифрового контента должен действовать такой же принцип, это позволит развивать более прозрачные модели вовлечения пользователей, при которых клиент может оценить сервис и отказаться от него в любой момент без существенной потери денег», – сообщил представитель пресс-службы Роспотребнадзора. 

Представитель пресс-службы «Яндекса» сообщил «Ведомостям», что в компании считают разработку дополнительного регулирования избыточной. «В нашей подписке уже реализованы многие функции из предложенного списка, – говорит представитель «Яндекса». – Пользователи могут свободно перемещаться между экосистемами и пользоваться подписками разных компаний. Важно, чтобы правила их использования были понятны и доступны для всех».

Представитель Ozon заявил, что для компании «оптимальным вариантом было бы саморегулирование, когда онлайн-площадки договариваются о правилах игры и их соблюдают». «При саморегулировании регулирующим органам не нужно будет прилагать усилия для формализации всех процессов и защиты покупателей и продавцов от площадок», – отметил представитель Ozon. Эту позицию поддержал и представитель Avito.