Цифровые экосистемы призовут к ответу за товары и услуги

Им предложено блокировать информацию о незаконных товарах под угрозой штрафов
Сейчас правовой статус экосистем не определен, отметил представитель Роспотребнадзора. При этом некоторые крупные площадки, на которых реализуются товары и услуги различных поставщиков, могут быть признаны владельцем товарного агрегатора и за счет этого нести ответственность / Евгений Разумный / Ведомости

В автономной некоммерческой организации (АНО) «Цифровая экономика» разработаны предложения по расширению ответственности цифровых экосистем за товары и услуги. Об этом «Ведомостям» сообщил консультант правительства и подтвердил федеральный чиновник. Они пояснили, что предлагается обязать экосистему контролировать качество товаров, услуг, а также их соответствие требованиям закона «О защите прав потребителей». Роспотребнадзор предлагается наделить правом инициировать внесудебное ограничение доступа к страницам, содержащим информацию о продаже продукции, не отвечающей требованиям закона. За неисполнение предписаний ведомства о блокировке такой информации на юрлица предлагается налагать штрафные санкции.

Экосистемы могут предлагать потребителю разноплановые услуги одновременно: например, кредиты, продукты питания, медиасервисы и т. д. «Если потребитель, например, получает испорченный йогурт в заказе от курьера одного из сервисов доставки, он может не понимать, кому именно предъявлять претензии», – приводит пример топ-менеджер одной из экосистем. Об эффекте «размытия ответственности» внутри цифровых экосистем говорится и в презентации одного из инициаторов ужесточения регулирования экосистем – Роспотребнадзора.

Как поясняют источники «Ведомостей», разработанные меры призваны сделать экосистемы «единым окном» для подачи претензий за реализуемые товары и услуги. Экосистема в таком случае станет медиатором конфликтных ситуаций между потребителем и поставщиком.

Представитель АНО «Цифровая экономика» не стал комментировать разработанные предложения. Ранее заместитель генерального директора АНО «Цифровая экономика», директор по направлению «Нормативное регулирование» Дмитрий Тер-Степанов сообщал «Ведомостям», что меры по регулированию цифровых экосистем сформулированы в рамках круглых столов, которые проходили в АНО по запросу Минэкономразвития с участием «практически всех компаний, которые можно назвать экосистемами», в том числе Сбербанка, «Яндекса», VK (ранее – Mail.ru Group), МТС, Wildberries, Ozon, Avito.

Предложения АНО «Цифровая экономика» в Роспотребнадзор не поступали, сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы ведомства. Вместе с тем он признал, что сейчас «действительно существует проблема своевременного пресечения недобросовестной деятельности в сети интернет, связанной с нарушением прав потребителей и создающей угрозу здоровью или имуществу граждан». Сейчас правовой статус экосистем не определен, отметил представитель Роспотребнадзора. При этом некоторые крупные площадки, на которых реализуются товары и услуги различных поставщиков, могут быть признаны владельцем товарного агрегатора и за счет этого нести ответственность в рамках закона «О защите прав потребителей», указал представитель ведомства.

«Незаконной может быть признана информация о продаже запрещенных к реализации товаров, – говорит представитель Роспотребнадзора. – Также незаконно осуществление предпринимательской деятельности анонимно – без указания информации о продавце, исполнителей».

«Мы принимаем участие в обсуждении предлагаемых мер и в данный момент оцениваем их эффективность, – сообщил «Ведомостям» директор департамента корпоративных коммуникаций МТС Алексей Меркутов. – МТС, как один из основных игроков на рынке российских экосистем, тщательно контролирует качество предоставляемых услуг и сервисов».

Представители Wildberries, Ozon, «AliExpress Россия» также заявили, что следят за качеством товаров. «Любой продавец или покупатель может отправить жалобу на товар или на продавца в поддержку Ozon на отсутствие сертификатов качества, документов на товарный знак или просто на факт продажи запрещенного товара. Мы рассматриваем данные жалобы и скрываем товары-нарушители до предоставления соответствующих документов», – сообщил Никита Плотников, директор департамента «Продажа со склада Ozon» и контроля качества продавцов «Ozon маркетплейс».

«На AliExpress вся информация и сертификаты качества отображаются в карточке товара. Если товар не соответствует качеству или магазин нарушает какие-либо законы, мы удаляем товар и блокируем магазин на площадке», – сообщил представитель пресс-службы «AliExpress Россия».

Wildberries на ежедневной основе проводит собственный мониторинг продавцов и их товаров, при явных признаках нарушения законодательства, жалобах потребителей товар снимается с продажи, сообщил руководитель пресс-службы Wildberries Виктор Прокопьев: «Мы в целом выступаем за применение текущей практики проверки качества товаров, которая закреплена за государственными надзорными органами, так как сами онлайн-площадки не могут выступать в роли арбитра».

Представители Wildberries и Ozon отметили, что не относятся к категории экосистем. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

На крупнейших онлайн-площадках продается «огромное количество продукции, запрещенной к реализации в России», сообщил «Ведомостям» председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов, проводящий мониторинг маркетплейсов. В нарушение закона продаются биологически активные добавки, имеющие в составе запрещенные компоненты, товары для детей из запрещенных материалов, мобильная электроника, в отношении которой не проводилась нотификация ФСБ, уточняет он. «По тем категориям товаров, по которым введена цифровая маркировка, ситуация несколько лучше, так как система маркировки требует обязательной регистрации всех поставщиков и не позволяет вводить в оборот нелегальную продукцию», – указал Павлов.