Как стартапер из Москвы стал топ-менеджером Google и создал мобильную версию YouTube

Жизнь и карьера в Калифорнии Андрея Дороничева
Личный архив

39-летний москвич Андрей Дороничев в качестве менеджера по продукту Google разработал мобильное приложение для YouTube, которое произвело фурор на IT-рынке: за 2010 г. количество просмотров видео на мобильных устройствах выросло на 160%, видеохостинг получал 100 млн мобильных просмотров в день (столько же было у веб-сайта YouTube в год сделки с Google). После чего карьера Андрея пошла в гору. Он переехал из Лондона в штаб-квартиру Google в Калифорнию, где возглавил весь мобильный YouTube. В общей сложности проработал в компании 14 лет. За которые вырос до должности директора по продукту и запустил несколько успешных проектов компании. Как россиянину построить топовую карьеру за рубежом?

Идея переезда

Идеей о переезде за границу Дороничев загорелся осенью 2005 г., после того как съездил на конференцию мобильного контента в Лондон. Его впечатлило выступление Шона Паркера, сооснователя компании Napster и одного из первых инвесторов Facebook. Дороничев для солидности надел на мероприятие деловой костюм и прихватил дипломат, а Паркер вышел на сцену в майке, джинсах и кедах и стал рассказывать про то, как изменится музыкальная индустрия благодаря цифровой экосистеме. «Я был поражен, насколько мировоззрение западных бизнесменов отличалось от российских, – вспоминает он. – Мы в основном хотели заработать побольше бабла. А здесь люди создают продукты не только для наживы, а чтобы изменить мир к лучшему». Тогда он, 23-летний сооснователь контент-провайдера Tapok.ru, зарабатывал «кучу бабла» на продаже мобильных игр и рингтонов вроде «Черный бумер» и Crazy Frog. Компания одной из первых освоила новый канал дистрибуции в WAP-интернете (ранняя версия мобильного интернета). Рынок развлекательного контента для мобильных устройств долгое время был золотой жилой в России – в нулевые прирост составлял до 50% в год. Дороничев снимал однушку у ст. м. «Улица 1905 года» и разъезжал на трех подержанных иномарках: BMW, Mercedes и Lexus. А в конце 2006 г. вместе с бизнес-партнером по Tapok.ru Романом Потемкиным переехал в Прагу, чтобы построить там глобальный бизнес. «Поисковик в интернете подсказал, что переезд туда выйдет дешевле, чем в Лондон. Всего лишь нужно зарегистрировать фирму в Чехии и на этом основании получить вид на жительство», – объясняет Потемкин.

Свои доли в стартапе, которые были паритетно разделены между четырьмя владельцами, продали другим акционерам Антону Шишковскому и Павлу Сорокину. Сумму сделки не раскрывают. На новом месте партнеры запустили онлайн-агентство недвижимости Ripid, вложив в проект около $10 000. Быстрого успеха это не принесло, и к маю 2007 г. Дороничеву стало нечем оплачивать съемную квартиру. Они с супругой и маленьким ребенком на руках остались в чужой стране без связей и денег. Перед отъездом он вложил большую часть накоплений в бизнес родственника под проценты, но он прогорел. А собственный еще не приносил денег.

Дороничев решил устроиться на работу в одну из крупных международных IT-компаний. Он хотел научиться строить глобальные продукты по примеру Microsoft, Oracle или Google. Офисы двух последних были представлены в Праге. Андрей отправил свое резюме, но ответ пришел только от Oracle. Там искали специалиста в колл-центр по продаже программного обеспечения в Россию. По итогам собеседования его пригласили в штат, но Андрей отказался. Корпоративный мир Oracle показался ему серым и грустным, а Google не давал покоя.

«Пока я пытался представить себе идеальную компанию, Google ее уже построил: в корпорации, которую сделали инженеры, работают лучшие специалисты за большие идеи и при этом все круто зарабатывают», – вспоминает Дороничев. Он написал всем рекрутерам Google, которых смог найти в LinkedIn. В мотивационном письме он рассказал о своем предпринимательском опыте. И это сработало: рекрутер из Лондона Джонатан Баркер назначил ему интервью по телефону. Дороничев проходил собеседование на позицию менеджера по продукту, о существовании которого узнал из описания вакансии. «В собственном проекте я выполнял задачи на стыке маркетинга и технологий, но не знал, что у этой функции есть название», – смеется он.

Чтобы получить должность, Дороничев должен был пройти собеседование с одним из директоров. Разговор выдался нелегким. Последовали вопросы: «Как Google Talk победить Skype?» и «Какая стратегия вывода Google Adwords подойдет для европейских рынков?» Андрей устроил мозговой штурм на ходу. Это произвело хорошее впечатление, и его пригласили на очное интервью в офис в Цюрихе (представительство в Праге только планировали открыть).

На собеседование Дороничев пришел с синяком под глазом – за три дня до этого момента бурно отметил 25-летие. За шесть часов его проинтервьюировали шесть человек. Все это время он строил бизнес-планы, решал задачи, программировал фломастером на доске и т. д. Никто из «гуглеров ни словом, ни взглядом» не упомянул про его разбитое лицо. Он прошел все испытания и в конце августа 2007 г. получил приглашение на работу в инженерный офис в Дублине, который строил единую систему онлайн-помощи для пользователей продуктов Google. Заработная плата составила 120 000 евро в год. Это было меньше, чем он зарабатывал в собственном проекте в Москве, но больше доходов в Праге. Контракт также включал опционы и социальный пакет. Компания взяла на себя все расходы на переезд. На подготовку рабочей визы ушло четыре месяца. В конце года семья Дороничева переехала в Ирландию. А в январе 2008 г. Дороничев вышел на работу в компанию мечты, где собирался отработать четыре года: получить опыт и знания, чтобы применить их в своем проекте.

Не самый солнечный город

Первый год в Дублине был сложным. Приходилось не только заново налаживать быт, но и адаптироваться к западной культуре труда. Здесь проектами и людьми управляют не с помощью должности и положения, как, по моему опыту, было принято в российском бизнесе, а за счет умений договариваться и анализировать данные, объясняет Дороничев. Он же по привычке руководствовался иерархией и самодурством, в результате чего команда его не слушалась. Общение на английском языке осложняло ситуацию еще больше. В мультикультурной среде все говорили с разным акцентом и использовали сленг. Первое время он понимал всего 60%. А когда пришли результаты его оценки труда, ужаснулся (сотрудники Google выставляют оценки друг другу). «Это было жестко. Ребята вежливо, но честно написали, что у меня есть проблемы с коммуникацией. Я общался слишком резко и агрессивно, сам того не замечая», – признается Дороничев.

Дороничев стал учиться слушать и работать с обратной связью от коллег. А чтобы лучше понимать разговорный английский, посмотрел все 10 сезонов «Друзей» в оригинале. Смог адаптироваться благодаря молодому возрасту и гибкости, заключает он: «У меня было время приспособиться, потому что работал не в приоритетном для компании направлении. Это спасло меня от увольнения».

Россияне привыкли к иерархии и жесткому подчинению и это мешает им интегрироваться в иностранные деловые круги, считает Валентина Рябова, чей профессиональный опыт включает работу в крупнейших международных организациях (Wyndham Worldwide, США; Всемирный банк и т. д.). Успех работы за рубежом, по ее словам, напрямую зависит от качества коммуникации, дипломатии и поведенческой гибкости – то, что входит в понятие «мягкие навыки». И чем выше человек продвигается по карьерной лестнице, тем более важную роль они начинают играть. Маргарита Кошман, старший партнер Korn Ferry в России и СНГ, считает, что успешных русских топ-менеджеров за рубежом до сих пор мало, потому что наши управленцы нацелены на краткосрочные результаты и директивный стиль управления. Чтобы построить карьеру за рубежом, она советует развивать навыки активного слушания, стратегического подхода к задачам, коллаборации. «Нужно перестать вести людей к цели за руку и научиться поддерживать их движение», – заключает она.

Остаточный принцип

В начале 2009 г. Дороничеву снова пришлось искать работу. В компании, как он говорит, началась рецессия. Находясь в командировке в Пекине, Дороничев узнал, что его инженерную команду расформировывают. Ему удалось найти всего одну вакансию в европейском регионе. В лондонском представительстве Google искали продакт-менеджера в отдел Mobile. «Это шанс, я всегда туда стремился», – обрадовался Андрей, затем связался с уже знакомым рекрутером и уговорил провести с ним интервью. После которого последовали приглашение на встречу с вице-президентом мобильной команды и новый контракт.

Отдел мобильной разработки в Лондоне в то время занимался переносом продуктов Google на телефон. Мобильный поиск, GMail, Google Voice и другие популярные сервисы уже были распределены между сотрудниками, поэтому Дороничеву предложили выбрать из двух оставшихся – фотосервис Picasa или видеохостинг YouTube. Коллеги и знакомые советовали Андрею не браться за этот продукт. Они приводили аргументы вроде «видео на мобильниках долго не заработает из-за дорогой связи», «мобильные процессоры не тянут», «на маленьких экранах неудобно смотреть» и т. д. Но он был уверен в обратном: «Я продавал минутные ролики с Crazy Frog по sms как горячие пирожки и понимал, что люди будут смотреть видео на телефоне». К тому же небольшая доля просмотров уже была на предустановленном приложении YouTube в iPhone. В 2007 г. Apple приобрела лицензию на включение YouTube в базовый пакет программ iOS (тогда еще не было App Store) сроком на пять лет. Видеосервис закодировал часть своего каталога для iPhone (само приложение принадлежало Apple). Андрей встретил единомышленника – ведущего инженера Хорию Сардура из Румынии. «Нам нужно было сделать приложение, которое обеспечит взрывной рост трафика и убедит остальных», – делится Хория. Они разработали приложение YouTube для популярных тогда моделей телефонов Nokia и SonyEricsson, но они не взлетели. Затем сосредоточились на новой операционной системе Android.

К этому моменту руководство остановило разработку мобильной веб-версии видеохостинга, которую вела команда основного сайта YouTube в Калифорнии. «Мобильное направление YouTube не было приоритетным, и их переключили на работу по монетизации сервиса», – объясняет Дороничев. И он решил взять разработку на себя. Рук не хватало, Андрей обратился за помощью к своей коллеге Шинмей Цай из токийского офиса. Та выделила пять специалистов из своей команды. «Шинмей, Хория и я были родом из стран, где мобильный интернет развивался быстрее, чем кабельный, поэтому мы радели за него, – объясняет Дороничев. – А у американцев – наоборот. Они не понимали, зачем смотреть ролики на телефоне, если можно использовать большой экран».

Обновленную мобильную версию сайта программировали на языке разметки HTML5. Около года Андрей вел два продукта одновременно, приходилось мотаться между Токио, Лондоном и Сан-Бруно (там располагался офис Android). Молодой специалист выживал на кофе и сахаре и находился в постоянном стрессе: руководство требовало результатов и грозилось закрыть проекты.

В начале июля 2010 г. запустили обновленный мобильный сайт YouTube, который вышел на порядок лучше предыдущей версии и базового приложения на iPhone. Улучшилось качество видео, ролики стали загружаться быстрее, появились пользовательский интерфейс и поиск, а также возможность запустить рекламу, пятизвездочную рейтинговую систему заменили на лайки и дизлайки и т. д. О перезапуске писали международные издания – Дороничева цитировали TechCrunch, The New York Times, Business Insider и др.

После вышло приложение для Android. За 2010 г. количество просмотров видео на мобильных устройствах выросло на 160%. Видеохостинг получал 100 млн мобильных просмотров в день (столько же было у веб-сайта YouTube в год сделки с Google). Карьера Андрея пошла в гору: он колесил по миру и проводил кучу сделок с мобильными производителями и сотовыми операторами. «Я чувствовал себя очень важным. Из хромой утки превратился в рок-стар индустрии», – хвастается он.

В 2012 г. напарники разработали приложение для iOS. Тогда Google и Apple находились в жесткой конкурентной борьбе за мобильный рынок. Запустить продукт Google на яблочной платформе казалось невозможным, поэтому начальство отнеслось к затее без энтузиазма. Но к этому времени истек срок соглашения о включении видеохостинга в состав базового приложения iOS, и Андрей решил отправить письмо конкурентам, что они не будут продлевать с ними соглашение. После чего сотрудников Google пригласили на встречу с вице-президентом программного обеспечения iOS Скоттом Форсталлом (ныне не работает в компании) и старшим вице-президентом по маркетингу Филом Шиллером. Google хотел получить аудиторию фанатов яблочного смартфона, а Apple не могла потерять доступ к популярному сервису.

На встрече стороны так и не смогли договориться: Google просил разрешить опубликовать свое приложение на App Store, а в Apple хотели разработать собственное. Позже из публикаций в СМИ Андрей узнал, что в новой версии iOS 6 не будет предустановленного приложения YouTube, но пользователи смогут использовать видеохостинг через браузер или скачать в App Store.

После публикации приложения YouTube в App Store его скачали миллионы людей. Андрею и Хории предложили переехать в штаб-квартиру Google в Кремниевой долине – поближе к основной команде YouTube. Стало ясно, что мобильный интернет – это такая же важная часть бизнеса, как и веб, и нужно инвестировать в его разработку, чтобы превратить YouTube в мультиплатформенный сервис, поясняет Хория. К этому моменту Дороничев отработал в компании уже четыре года и успел запустить еще один стартап вместе с Потемкиным и их приятелями – Дмитрием Феофановым и Валентином Кравцовым: компанию iDa Mobile, которая специализировалась на разработке мобильных приложений для банков. Среди их клиентов были «Тинькофф банк», UniCredit Bank, СКБ-банк, «Урал ФД» и др. Ради этого проекта Дороничев собирался уйти из найма, но успех с мобильным YouTube изменил его планы: «Я понимал, что делаю продукт, который войдет в историю. У людей появилась возможность снимать видео на телефон и быстро выкладывать в интернет, чтобы рассказать миру свою правду».

Андрей откликнулся на приглашение и переехал с семьей в Калифорнию, где вместе с Хорией возглавил весь мобильный YouTube. Акционером iDA Mobile он оставался вплоть до 2019 г. После чего основатели продали стартап компании BSS. Сумму сделки не разглашают. Доля Андрея составляла около 30%.

Долларовый миллионер

С переходом на новое место Дороничеву увеличили пакет акций в компании, размер и стоимость которого он не уточняет. Но уверяет, что стал долларовым миллионером по сумме активов уже в 2013 г., когда Андрею был 31 год. Бывший предприниматель и не думал, что сможет столько зарабатывать в найме.

Сотрудникам Google их акции становятся доступны для продажи равными частями в течение четырех лет работы в корпорации, рассказывает Дороничев: «А после за хорошую работу накидывают еще и еще, поэтому у тебя впереди всегда есть морковка, которая не позволяет уйти».

К 2014 г. руководимое Андреем подразделение стало слишком большим, и администрирование процессов занимало все больше времени. На мобильные устройства приходилось уже более 50% от общего трафика видеосервиса, и он переключился на другой проект. Взялся развивать с нуля VR-направление в компании. Вместе с командой разработал такие приложения виртуальной реальности, как Google Earth (позволяет посмотреть панорамные виды многих городов мира), Tilt Brush (графический 3D-редактор), YouTube VR с панорамными видео и др.

Дороничев курировал выпуск картонного шлема виртуальной реальности Cardboard, который работает от смартфона (за первые два года после выпуска было продано более 5 млн экземпляров), а также VR-гарнитуры Daydream для смартфонов Pixel и Android (в 2019 г. компания закрыла финансирование этого проекта в пользу развития продуктов дополненной реальности).

За четыре года занятий VR-направлением Дороничев дорос до должности директора по продукту. «Я попал в песочницу к большим ребятам, где уже можно было чувствовать себя в безопасности», – шутит Андрей. В конце 2018 г. он думал уйти из компании, но подвернулся новый амбициозный проект – стриминговая игровая платформа Stadia. Дороничев рассудил, что современные компьютерные игры – это и есть виртуальная реальность (не важно – с VR-очками или без), где ежедневно взаимодействуют миллионы человек. К тому же рынок игр в деньгах гораздо больше кино и музыки. Stadia предоставляет мгновенный доступ к игре прямо в браузере на смартфоне, планшете или компьютере без необходимости скачивания. Проект для геймеров Дороничев тоже строил с нуля, но управлял уже не только командой инженеров, а еще коммерцией, продажами, маркетингом и т. д. К запуску игровой платформы на рынке его команда провела большую рекламную кампанию и чуть было не прогорела. ​​«Презентовали наше смелое видение будущего, а потом запустили первую версию продукта, по сути бету, и ожидания пользователей сильно разошлись с реальностью», – вспоминает Андрей. Промах был в том, что они строили продукт, как принято в Google: постепенно дорабатывали и внедряли новые фичи, а презентовали новинку по примеру Apple – громко и масштабно, поясняет он. В итоге весь первый год после анонсирования работали без выходных – допиливали продукт. Но, когда технологическая часть была готова, Андрей потерял к нему интерес. «Я инженер и стартапер – мне нравится строить с нуля и находить точки роста. Администрировать устоявшийся бизнес или заниматься просто продажами мне становится скучно», – объясняет он.

Осенью 2021 г. Дороничев оставил руководящую должность, чтобы перезагрузиться и исследовать жизнь в качестве инвестора, предпринимателя и уличного музыканта.

Сейчас Андрей владеет долями в 20 стартапах.

О работе в Google говорит, что ушел из корпорации с чувством выполненного долга: «Я получил возможность создавать проекты с нуля, которые повлияли на целую индустрию. Могу любому человеку на земле объяснить, чем занимался. Достаточно спросить, есть ли у него на телефоне приложение YouTube».