Минстрой ищет дополнительные средства на развитие «Умных городов»
Функциональных требований к проекту ведомство пока не представило, отмечают экспертыМинстрой прорабатывает возможность увеличения финансирования ведомственного проекта «Умный город», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к министерству. Об этом также слышал собеседник в крупной российской компании, занимающейся технологическим оснащением городской среды. По его информации, увеличение связано с обновлением в мае стандарта «Умного города». По его оценке, расширение перечня обязательных технологий потребует роста финансирования не менее чем на 50%.
Согласно действующему паспорту проекта на сайте Минстроя, с 2018 до 2024 г. на него запланировано выделить 13 млрд руб. с ежегодным финансированием более чем 2 млрд руб. Стандарт «Умного города» – это рамочный документ, который определяет реализацию мероприятий, направленных на цифровую трансформацию городского хозяйства и системы управления. Первая версия данного стандарта появилась еще в 2018 г. и включала всего восемь направлений. В новом стандарте количество направлений было расширено.
«В мае мы пересмотрели стандарт «Умного города». Восемь категорий, в которых в основном была концентрация на ЖКХ, городской среде и проч., мы увеличили до 18 разделов, в том числе добавили спорт, культуру – расширили линейку областей», – отметил руководитель департамента Минстроя по цифровому развитию Николай Парфентьев, выступая на одной из сессий форума по развитию технологий ЦИПР («Цифровая индустрия промышленной России»).
Он подчеркнул, что источники финансирования проекта всегда были ограничены, а сейчас «стали еще более ограничены». Поэтому министерство и рассматривает различные варианты привлечения средств, добавил Парфентьев. В частности, Минстрой ведет работу по федеральной программе «Комфортная городская среда», чтобы часть источников ее финансирования могла быть направлена на решение задач «Умного города», добавил он. Но пока договориться об этом не удалось, уточнил Парфентьев.
В пресс-службе Минстроя не ответили на запрос «Ведомостей».
Утвержденный в мае стандарт актуализирован «с учетом современных технологических и цифровых решений», обращает внимание президент Sitronics Group Николай Пожидаев. Новые показатели напрямую влияют на комфорт городской среды и появление нескольких уровней оценки ее качества – муниципального и регионального, говорит он. «Документ насчитывает несколько десятков тематических блоков по различным отраслям городского хозяйства – от городской среды до образования и здравоохранения. Также он затрагивает и некоторые аспекты, связанные с транспортом», – отметил Пожидаев. С учетом расширения перечня показателей цифровизации городского хозяйства в рамках стандарта очевидно, что необходимо предусмотреть увеличение финансирования, заключает эксперт.
Новый стандарт собран из целевых показателей федеральных проектов, реализуемых по всем регионам, отмечает собеседник «Ведомостей» в одной из компаний, разрабатывающих решения для умного города. Иными словами, индекс или стандарт «Умного города» – интегрированный показатель или совокупность показателей различных федеральных проектов, которые Минстрой посчитал возможным включить, добавляет он.
Стандарта, описывающего сам по себе «Умный город» и утвержденного на федеральном уровне нормативным актом, а также каких-либо функциональных и технических требований, перечня систем и подсистем пока нет, рассуждает генеральный конструктор АПК «Безопасный город» Оксана Якимюк. Из-за этого возникает путаница, отмечает эксперт: например, систем «Безопасного города» в стандарте «Умного города» нет, но в требованиях к системам «Безопасного города» учтены все интеллектуальные системы, ориентированные на управление городским хозяйством (транспорт, ЖКХ, экология). По «Безопасному городу» уже сейчас создана нормативная база, разрабатывается федеральный закон, а по «Умному городу» похожих нормативных документов пока нет, заключает Якимюк.