Минцифры может создать новый венчурный фонд на базе «Росинфокоминвеста»

Чиновники рассматривают различные варианты его переформатирования, а доля государства может упасть до 20%
Денис Абрамов / Ведомости

Власти рассматривают альтернативные сценарии использования 1,3 млрд руб., зависших на счетах госфонда поддержки IT-отрасли «Росинфокоминвест». Речь идет о создании на его базе венчурного фонда с государственным и частным капиталом, а также об отказе от поддержки экспорта в пользу проектов в России. Это «Ведомостям» рассказал федеральный чиновник и подтвердил собеседник, близкий к Минцифры.

Средства «Росинфокоминвеста», который с 2007 г. поддержал только один IT-проект, предполагалось передать Российскому фонду развития информационных технологий (РФРИТ). Проект указа президента об этом в феврале подготовило Минцифры. Сам «Росинфокоминвест» с 3 марта в процедуре ликвидации, по данным «СПАРК-Интерфакса».

Но с корректировками выступил Минфин, писали «Ведомости» в июне. Затем ведомство подтвердило, что запросило обоснования по переходу активов от одного фонда к другому. Главная претензия Минфина заключалась в том, что из 1,3 млрд руб., которые мог бы получить РФРИТ из «Росинфокоминвеста», планировалось давать невозвратные субсидии, рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. «Минфин же выступает за то, чтобы эти деньги выделялись на условиях возврата», – подтверждает собеседник, близкий к Минцифры.

Один из вариантов – создание инвестфонда на базе «Росинфокоминвеста» с долей госучастия не выше 20%, остальное – частное финансирование, утверждает один из собеседников «Ведомостей».

Новый фонд может быть уже не ориентирован на поддержку экспорта IT-решений, добавляет источник, близкий к Минцифры. «Планируется <...> использовать эти деньги при развитии IT-отрасли, но уже внутри страны», – отмечает он.

Как работал «Росинфокоминвест»

«Росинфокоминвест» создан правительством в 2007 г. при поддержке Мининформсвязи, которое возглавлял Леонид Рейман. Тогда фонд получил порядка 1,5 млрд руб. для инвестиций в отечественные IT-решения на ранних стадиях. Фонд мог быть соинвестором проекта, вкладывая не более 50% от общей суммы средств.
Счетная палата в 2019 г. сообщила, что за все время фонд профинансировал один IT-проект на 75 млн руб. Минцифры предпринимало попытки реформировать фонд в 2013 и 2019 гг. В 2015 г. Генпрокуратура предлагала закрыть фонд в связи с неэффективностью. 1,5 млрд руб. несколько лет лежали на депозитах фонда, а на его содержание было потрачено только 200 млн руб., писали «Ведомости» со ссылкой на генпрокурора Юрия Чайку. По словам источника в инвестфонде, «Росинфокоминвест» всегда был фондом с сильным госуправлением и быстро меняющейся командой, без сильной экономической мотивации.

«Минфин предлагает направить средства «Росинфокоминвеста» для поддержки ИКТ-проектов на условиях, которые ранее предполагались для деятельности «Росинфокоминвеста», путем их адаптации к формату деятельности РФРИТ», – заявил представитель Минфина. Он добавил, что предложений по конкретным механизмам от Минцифры не поступало, равно как и по созданию нового фонда на базе «Росинфокоминвеста» с государственно-частным финансированием.

«Все варианты использования средств «Росинфокоминвеста» направлены на развитие отрасли IT», – сообщил представитель Минцифры, отказавшись от дальнейших комментариев. Не стал комментировать информацию и представитель РФРИТ. В офисе «Росинфокоминвеста» не ответили на запрос.

Привлечение частных денег в капитал «Росинфокоминвеста» представляется реальным, считают участники рынка. «Но в нынешних условиях перед страной остро стоят две задачи: и наращивание экспортной выручки, не привязанной к продаже углеводородов, и развитие выпавших внутренних технологических цепочек», – говорит зампред комитета РСПП по инвестполитике, институтам развития и экспортной поддержке Алексей Басов.

Частный капитал идет в бизнесы с перспективой роста продаж, считает глава ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. По его словам, у российского ПО есть перспективы в дружественных странах.

Соинвесторами, скорее всего, выступят не в чистом виде частный бизнес, а структуры компаний, уже вовлеченных в деятельность государства, считает Басов. «Системы контроля и принятия решений, которые привносит госучастие, компенсируются его крупным вкладом», – пояснил он. Если рынки недружественных стран для такой структуры будут ограничены, то за счет господдержки (финансовой и политической) у нее будет большой потенциал на дружественных или нейтральных рынках. «К таким можно отнести страны Латинской Америки, Индию, страны Азии и СНГ», – добавил Басов.

«Российский венчурный рынок ждут радикальные изменения как в плане капитала (ограничения для иностранных инвесторов), так и в плане возможности экспорта. Это по-прежнему реально, но дороже и затруднительнее», – прогнозирует глава комитета по развитию финансирования IT-отрасли АРПП «Отечественный софт» Анна Райзнер.

«Для инвесторов 1,3 млрд руб. не являются крупной суммой, и возможно, что обсуждаемая конструкция станет пилотной, а в случае измеримых успехов в обозримые сроки государство наполнит инструмент дополнительным финансированием», – резюмировал Басов.