Инструменты планирования работы Trello и Jira заместят «Ягой»

Пока пользователи продлевают подписку на иностранные сервисы с зарубежных карт
Getty Images
Getty Images

«Ростелеком» разработает платформу «Яга» для замены инструментов разработки австралийской Atlassian – Trello, Jira и Confluence. Об этом рассказал «Ведомостям» вице-президент по развитию информационных систем российской компании Дарий Халитов. «Ростелеком» не раскрывает сумму, которую закладывает на разработку решения.

Информация о планах компании есть и в дорожной карте «Новое общесистемное программное обеспечение», рассчитанной на период до 2030 г. (документ есть в распоряжении «Ведомостей»). В документе указано, что разработкой «Ростелеком» будет заниматься совместно с «дочкой» «Ростелеком ИТ» и новое решение должно быть готово к июлю 2024 г. На разработку «Ростелеком» и «Ростелеком ИТ» закладывают более 1 млрд руб. из собственного бюджета, указано в дорожной карте.

Разработка платформы «Яга» будет финансироваться из собственных средств «Ростелекома», уточнил представитель Минцифры. Проект включен в дорожную карту по предложению центра компетенций по развитию прикладного и общесистемного ПО «Управление разработкой ПО», отметили в ведомстве. 

Trello и Jira – популярные среди IT-разработчиков программы, которые позволяют управлять разработкой. Jira, в частности, позволяет отслеживать время выполнения задач, формировать отчеты и работать с ошибками (багами). Confluence представляет собой внутреннюю базу знаний организации. В начале марта 2022 г. Atlassian перестала продавать новые лицензии в России и Белоруссии, а также остановила работу действующих государственных лицензий. А уже в конце октября компания полностью прекратила работу с российскими и белорусскими клиентами.

Создание платформы «Яга» «Ростелеком» начал задолго до ухода Atlassian с российского рынка, уточнил Халитов. Перед стартом разработки компания провела анализ российских решений, их возможностей и стоимостных показателей, а также объема своих наработок, в том числе собственных расширений к продуктам Atlassian, рассказал он. К числу разработок для управления проектами компания относит решения «Яндекса», «Битрикса», «Т1-консалтинга» и «Турбо» («Консист бизнес групп»).

Текущая недоступность продуктов Atlassian для российских пользователей ускорила реализацию проекта «Яга», но создавать отечественные аналоги Trello, Jira и Confluence «Ростелеком» начал еще до ухода зарубежных компаний с рынка, отметил представитель Минцифры. Полноценных аналогов разрабатываемому ПО на рынке нет, а отдельные инструменты есть, например, у «Яндекса», сказали в ведомстве.

Но удовлетворяющего всем критериям аналога на российском рынке не нашлось, поэтому началась разработка собственного продукта, пояснил Халитов. «Разрабатываемая платформа закрывает полный спектр систем управления процессами предприятия от портфельного и проектного управления до организации работы с задачами, от систем управления знаниями до учета трудозатрат, от управления спринтами (отдельными задачами) до контроля кода», – сказал он.

Платформа «Яга» будет представлена как в серверной, так и в облачной версиях, уточнил Халитов. On-premise версия (находится на собственной площадке клиента. – «Ведомости») будет предназначена в первую очередь для корпоративных заказчиков и госсектора, для которых важна интеграция в IT-ландшафт компании и соответствие внутренним нормам безопасности и защиты данных. Обычным пользователям в массовом сегменте будет доступно облачное решение.

После заявления Atlassian об уходе из России организации всерьез озадачились постепенным переходом на отечественные аналоги, рассказывает эксперт агентства «Полилог» (разработчик платформы Polycode) Людмила Богатырева. Весной 2022 г. ввиду сложностей с оплатой зарубежных сервисов стало проблематично продлевать услуги поддержки и закупать новые лицензии, добавляет директор одного из подразделений Naumen Сергей Попов. Именно потому, что инструменты Trello, Jira и Confluence считаются ключевыми звеньями в продуктовой разработке, было важно найти независимый от международных санкций отечественный аналог, указывает эксперт цифровой платформы «Ракета» Дарья Зубрицкая.

В соответствии с внутренней политикой Atlassian активно перетягивает заказчиков в свое «облако», не предусматривая локальных развертываний продуктов, объясняет специалист «Кода безопасности» Павел Коростелев. По его словам, это ставит в неудобное положение российских заказчиков компании, особенно тех, кто находится под санкциями. Вариант с «облаком» чреват отключением от сервисов и исчезновением накопленных данных, предупреждает замруководителя Центра компетенций НТИ на базе «Сколтеха» Александр Сиволобов.

Инструментами Atlassian до сих пор пользуются многие крупные игроки, в том числе с госучастием, говорит Богатырева. Такой тип ПО востребован как в компаниях-разработчиках, так и в хороших IT-отделах обычных предприятий, добавляет Сиволобов. «Особенную популярность приобрела связка Jira и Confluence, которая позволяет автоматизировать работу IT-службы компании. Используя эти продукты совместно, компании получают service desk (система автоматизации работы техподдержки с клиентами. – «Ведомости»), интегрированный с системой класса KMS (knowledge management system, управление знаниями о клиентском сервисе. – «Ведомости»)», – объясняет Богатырева. Много автоматизированных бизнес-процессов, связанных с разработкой и эксплуатацией IT-систем, действительно делаются именно в Jira и Confluence, а в Trello ведется их учет, уточняет Коростелев.

Но Trello и Jira использовали и небольшие компании, продолжает руководитель проектов развития бизнеса Directum Елена Лобанова. Продукты Atlassian действительно не один год пользовались спросом у российских пользователей из сегментов малого и среднего бизнеса, имеющих возможность оплачивать регулярные счета за границей, соглашается генеральный директор «Диджитал маркетс» Илья Назаров. Что касается госзаказчиков и компаний с госучастием, то они пользуются не всем представленным западными сервисами функционалом, добавляет он.

Многие компании, даже находящиеся под санкциями, продолжают активно использовать инструментарий Atlassian, знает Сиволобов. Это, по его словам, происходит из-за функциональности сервисов, накопленных там за долгое время данных и сформировавшихся навыков сотрудников. Его слова подтверждает источник «Ведомостей» в одной из компаний-разработчиков. По словам собеседника, бывшие клиенты Atlassian продлевают подписку с иностранных карт.

Наиболее известный аналог Jira – это service desk от Naumen, аналоги Confluence – российские KMS Minerva Knowledge и L2U InKnowledge, аналоги Trello – «Яндекс.Трекер», Kaiten и др., перечисляет Богатырева. Эксперт сомневается в достижении за полтора года той зрелости, которая есть сейчас у австралийского бренда, но заменить иностранные продукты отечественными, по его мнению, вполне реально. Имеющиеся сейчас на рынке решения в большинстве своем закрывают точечные задачи, но несопоставимы со связкой Jira – Confluence и «грешат отсутствием комплексного подхода к потребностям рынка», добавляет Лобанова.

Сегодня основной вопрос заключается в том, что существует мировой «золотой стандарт», говорит эксперт технологической практики компании «Технологии доверия» (быв. PwC) Марина Кубанина. Альтернативные продукты присутствуют на российском рынке, но в них редко сразу предлагается связка необходимых решений с бесшовной интеграцией, необходимым объемом доступного функционала и проработанным UX (user experience), поясняет она.