Роскомнадзор запустил платформу для борьбы с телефонным мошенничеством

Но полноценно работать система не может без подключения Tele2, «Ростелекома» и небольших операторов
Платформа нужна для того, чтобы блокировать звонки и сообщения с подменных номеров/ Евгений Разумный / Ведомости

Подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) в декабре 2022 г. запустил единую платформу верификации телефонных вызовов (ЕПВВ) «Антифрод». Она нужна для борьбы с телефонным мошенничеством. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, близкий к одному из операторов. Представитель ГРЧЦ подтвердил информацию о запуске ЕПВВ. Сейчас к системе подключены три крупных мобильных оператора – «Мегафон», МТС и «Вымпелком», добавил он. Но проблема с подменными номерами решится только тогда, когда все операторы связи подключатся к системе, указывают в ГРЧЦ.

На вопросы о цене подключения к платформе операторов и стоимости разработки решения представитель ГРЧЦ не ответил.

ГРЧЦ создает хаб, который объединит усилия операторов по борьбе с фродом, объясняет источник «Ведомостей», близкий к одному из участников рынка. «У каждого крупного оператора есть своя антифрод-платформа. Имеющиеся у них системы операторы планируют подключить к хабу, через него верифицировать все вызовы на сетях, тем самым, в частности, информировать регулятора», – говорит он. По сути, такая система нужна для ускорения верификации телефонных номеров и упрощения процесса получения данных об их подлинности.

С этим собеседником заочно спорит другой источник «Ведомостей» в одном из операторов, который предупреждает о задержках в 5 миллисекунд при наборе номера с использованием антифрод-систем.

В 2022 г. создана первая очередь системы – развернуты узлы взаимодействия с операторами связи в ЦФО, уточнил представитель оператора системы. «Антифрод» уже контролирует трафик между операторами, которые подключились к системе. В свою очередь, развертывание узлов по территории России позволит получить более быстрый отклик системы и минимизировать задержку вызова для региональных и местных ОС [операторов связи]», – пояснил он.

Создание платформы верификации телефонных вызовов было предусмотрено в законе «О связи» (№ 319-ФЗ), который предусматривает борьбу с телефонным мошенничеством. Платформа нужна для того, чтобы блокировать звонки и сообщения с подменных номеров.

«Мегафон» подключился к национальной системе верификации в декабре 2022 г. и успешно протестировал доступный функционал, сказал директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов оператора Сергей Хренов. Также к платформе подключилась МТС, подтвердил представитель оператора. «При взаимодействии с подключенными операторами вызовы верифицируются», – отметил он. «Оперативно реализует необходимые технические решения для подключения к центральной системе и «Вымпелком», – сказал его представитель.

Tele2 и «Ростелеком» подключатся к платформе в I квартале, а мониторинг контроля вызовов большей части операторов – к концу 2023 г., уточнил представитель ГРЧЦ. «В соответствии с постановлениями правительства оператор связи обязан подключиться к ИС «Антифрод» в течение 224 дней с момента уведомления о необходимости подключения», – пояснил представитель оператора системы.

Tele2 проводит все необходимые работы для подключения к системе верификации трафика, говорит представитель компании. По его словам, этот процесс включает много технологических действий и требует времени. «В настоящий момент проводятся тесты по обмену данными по безопасным каналам присоединения», – сказал собеседник. «Ростелеком» же говорит о разработке технического решения для реализации ФЗ-319 с учетом специфики сети компании, компания организует пилотные зоны для его апробации, рассказывает представитель оператора.

В 2023 г. Роскомнадзор и ГРЧЦ построят узлы взаимодействия с операторами связи в Приволжском, Сибирском, Южном и Северо-Западном федеральных округах, а в 2024 г. – в Уральском, Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, сообщил «Ведомостям» представитель Минцифры. В ведомстве подчеркнули, что для полноценной работы платформы к ней должны подключиться все операторы связи.

Всего запланировано три очереди создания системы, рассказал говорит ГРЧЦ. В 2024 г. планируется запустить распределенный формат работы по регионам, для того чтобы максимально уменьшить длительность задержки при соединении, уточнил он. По словам собеседника, для присоединения узлов операторов связи и масштабирования системы по всей России предполагаются различные варианты используемых механизмов – от облачного решения до безвозмездного предоставления программных средств и оборудования.

Больше тысячи мелких операторов, не имеющих собственных антифрод-платформ, тоже будут обязаны подключиться к хабу, говорит источник, близкий к нескольким операторам связи. Но, как заявляет другой собеседник в одном из операторов, подключить всех игроков на текущий момент не представляется возможным из-за наличия устаревшего (аналогового) оборудования на сетях фиксированных операторов.

У них могут быть три варианта действий, продолжает один из источников. «В первом случае небольшие игроки могут создать свою антифрод-систему и подключиться к хабу, но это очень дорого. Во втором случае они могут использовать облачное решение от более крупного игрока (подключиться к антифрод-платформе оператора по облаку и обмениваться информацией с другими). В третьем случае можно купить коробочное решение у того оператора, который уже имеет свое антифрод-решение, и синхронизироваться с остальными», – говорит он.

Хотя запуск платформы ситуацию с подменными номерами значительно улучшит, но до конца проблему не искоренит, считает начальник отдела информационной безопасности «Сёрчинформ» Алексей Дрозд. В первую очередь могут возникнуть сложности со звонками, которые не имеют необходимой информации для верификации, например с вызовами из-за рубежа. «Если звонок с иностранного номера, то он может не пройти систему верификации и быть ошибочно отклонен, потому что «на той стороне» оператор не передает некоторые параметры, необходимые проверяющей стороне», – предупреждает он.

Такой хаб – это нужное мероприятие для систематизации базы подменных номеров, рассуждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. В случае подмены номер будет заблокирован сразу у всех операторов, подключенных к платформе. Но в таком случае есть риск ошибочного попадания «хорошего» номера в базу, говорит Дрозд. Если какая-то компания решит навредить конкуренту, то может понадобиться достаточно много времени для того, чтобы вытащить «неугодный» номер из системы.

Создание одной платформы для верификации телефонных номеров вполне безопасно, оценивает главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. Подмена номеров массово использовалась злоумышленниками, чтобы скрыть свое местоположение, поэтому хаб повысит эффективность борьбы с телефонным мошенничеством, считает он. Пока пресекать звонки получается не в 100% случаев, но, по данным Telecom Daily, за несколько лет работы операторов в этом направлении количество звонков с подменных номеров снизилось на 30–40%.

Впрочем, верификация телефонных номеров требует комплексного решения, добавляет Кусков. Пока на российском рынке, как отмечают в Telecom Daily, распространяется около 7,5 млн серых сим-карт, проблема со звонками с подменных номеров решена не будет.

Уточнение. После сдачи материала «Ведомости» получили дополнительный комментарий представителя ГРЧЦ.

Оператор подключается к системе бесплатно, но за неподключение предусмотрен штраф от 600 000 руб. до 1 млн руб., уточнил он. «К системе должны будут подключиться все ОС, обладающие лицензией на предоставление услуг голосовой связи. Подключение операторов будет осуществляться в соответствии с планом-графиком ввода узлов системы», — указал представитель ГРЧЦ. 

В государственной программе «Информационное общество» на создание системы с 2022 г. по 2024 г. предусмотрено 912 млн руб., сообщил он.