Разработчики продуктов в области информбезопасности нарастили доходы в 2022 году

Увеличение выручки происходит на фоне хакерских атак, ухода западных вендоров и благодаря мерам правительства
Основными заказчиками отечественных решений в области кибербезопасности являются крупные корпорации, правительственные организации и финансовые учреждения/ Евгений Разумный / Ведомости

По итогам 2022 г. отечественные разработчики решений в области кибербезопасности нарастили выручку в среднем в 1,5–2 раза. О росте годовых показателей рассказали представители BI.Zone, Qrator Labs, Group-IB, «Кода безопасности», UserGate и «Мультифактора», которых опросили «Ведомости».

Объем выручки BI.Zone, по предварительным подсчетам, вырос на 40% по сравнению с 2021 г., сказал коммерческий директор компании Константин Левин. Абсолютные данные в компании не раскрыли. По итогам 2021 г. общая выручка BI.Zone с учетом выручки от зарубежных проектов составляла 10,4 млрд руб., уточнил представитель компании. По некоторым типам решений выручка компании выросла в два раза, по другим – в рамках плана, уточнил Левин. Например, значительно вырос спрос на решения сетевой безопасности, добавил он.

Гендиректор Group-IB Валерий Баулин отказался раскрывать финансовые показатели компании по итогам 2022 г., но сообщил, что ее оборот вырос по сравнению с 2021 г. С начала года резко увеличился спрос на системы для киберразведки (Threat Intelligence), а также обнаружения и реагирования на инциденты (XDR), уточнил он. По его словам, это позволило российскому бизнесу Group-IB выполнить план за III квартал финансового года на 173%. Выручка компании по итогам 2021 г. составляла 457 млн руб. при чистом убытке в 151 млн руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса».

Оборот Qrator Labs в 2022 г. вырос в два раза по сравнению с предыдущим годом, сказал основатель компании Александр Лямин. По данным «СПАРК-Интерфакса», по итогам 2021 г. выручка Qrator Labs составила 568 млн руб., чистая прибыль – 206,4 млн руб. По словам Лямина, повышенным спросом в 2022 г. пользовались сервис противодействия DDoS-атакам и решение для защиты от взломов (Web Application Firewall).

Выручка компании «Код безопасности» по итогам 2022 г. составила чуть более 7,4 млрд руб., что на 40% выше показателей предыдущего года, сказал коммерческий директор Федор Дбар. В 2021 г. компания заработала 5,3 млрд руб., уточнил он. Наибольшую статью дохода «Кода безопасности», или 68,8%, в 2022 г. составили решения для безопасности сетевой инфраструктуры, уточнил Дбар. По его словам, ключевыми заказчиками «Кода безопасности» остались государственные организации, а также компании с госучастием.

Продажи продуктов UserGate в 2022 г. выросли в 3,5–4 раза по сравнению с 2021 г., привел данные директор компании Дмитрий Курашев. В 2021 г. выручка UserGate составляла 982,2 млн руб., чистая прибыль – 166 млн руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». По словам Курашева, спрос на решения компании в прошлом году кратно вырос. В частности, на высокопроизводительные межсетевые экраны следующего поколения (NGFW), предназначенные для крупных сетей и выполнения сложных задач.

Выручка разработчика решения для многофакторной аутентификации «Мультифактор» выросла с 15 млн руб. в 2021 г. до 188 млн в 2022 г., увеличившись в 12,5 раза, сказал коммерческий директор компании Роман Башкатов. Средний квартальный прирост выручки, по его словам, составил 37%. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2021 г. при выручке в 15,2 млн руб. чистая прибыль компании составляла 5,8 млн руб.

Директор по развитию бизнеса Positive Technologies в России Максим Филиппов отказался комментировать финансовые итоги 2022 г., но уточнил, что «бизнесовые цели» компании на год были реализованы. Из-за массовых кибератак объем работ, связанных с анализом защищенности, реагированием на инциденты и их расследованием, вырос более чем в два раза, оценил Филиппов. Среди продуктов компании кратно вырос спрос на межсетевые экраны, анализатор защищенности, а также систему выявления атак в сетевом трафике, перечислил он.

Основными заказчиками отечественных решений в области кибербезопасности являются крупные корпорации, правительственные организации и финансовые учреждения, говорит руководитель группы по оказанию услуг в области кибербезопасности Kept Илья Шаленков. Наибольший вклад в рынок в 2022 г. внес сегмент крупного бизнеса (B2E), топ-200 российских компаний по выручке, уточнила руководитель группы рыночной аналитики «РТК-Солара» Юлия Косова. В денежном выражении на этот сегмент в 2021–2022 гг. приходилось 45–50% продаж. Вопросом миграции с импортных решений на отечественные в первую очередь озаботился крупный бизнес, на который уход западных производителей повлиял больше всего, соглашается Курашев.

По оценке руководителя отдела аналитики «Серчинформа» Алексея Парфентьева, средний рост показателей выручки по рынку составил 30–40%. С этой оценкой согласен директор по маркетингу компании «Информзащита» Алексей Сова. Среди причин увеличения выручки российских вендоров – необходимость реагировать на увеличение количества атак, замещение ниши ушедших с рынка зарубежных компаний и повышение стоимости продуктов отечественного производства, перечислил он. Но рост оказался не одинаков для разных разработчиков, отметил Парфентьев. Производители программно-аппаратных комплексов оказались в более выгодном положении и выросли сильнее, чем разработчики прикладного ПО, объяснил эксперт.

Кроме того, влияние на рынок оказал указ президента № 250, согласно которому с 1 января 2025 г. российским компаниям будет запрещено использовать иностранное ПО на субъектах критической информационной инфраструктуры, добавил Левин. Изменение ландшафта значительнее всего затронуло федеральные органы исполнительной власти, IT, энергетику и транспорт, отмечает Юлия Косова из «РТК-Солара». Здесь ожидается наибольшая доля внедрения отечественных средств защиты информации к концу 2023 г., добавила эксперт. По словам Левина, это явно повлияет на российский рынок кибербезопасности в ближайшем будущем.