Беспилотную аэродоставку планируют протестировать в Санкт-Петербурге

Проект может стать первым экспериментом аэрологистики в условиях городской среды
ЭПР предоставляет возможность протестировать беспилотные авиационные системы (БАС) в условиях большого города с учетом различных искусственных и естественных препятствий/ aeromax-group.ru

В Санкт-Петербурге планируют тестировать доставку грузов летающими беспилотниками. Минэкономразвития одобрило предложение IT-компании «Флай дрон» и ряда производителей беспилотников об установлении соответствующего экспериментального правового режима (ЭПР) на территории города. Это следует из проекта постановления правительства, который есть в распоряжении «Ведомостей». Его подлинность подтвердил представитель Минэкономразвития.

В данный момент документ находится на стадии согласования с Минтрансом, АНО «Цифровая экономика», правительством Санкт-Петербурга, Минпромторгом, Росавиацией, Ространснадзором и ФСБ, уточнил представитель Минэкономразвития. По его словам, установление ЭПР планируется во II квартале 2023 г. Срок действия ЭПР составляет три года, следует из документа.

Представитель «Цифровой экономики» в разговоре с «Ведомостями» уточнил, что данная инициатива будет рассмотрена 3 февраля на заседании экспертной группы.

Представитель Росавиации от комментариев отказался, остальные ведомства не ответили на запрос «Ведомостей».

Оператором ЭПР станет компания-разработчик цифровой платформы сервисов для организации и выполнения полетов беспилотников «Флай дрон», следует из документа. Также в списке субъектов ЭПР – производители беспилотников «Аэромакс», «Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н. И. Камова», «Клевер», «Геоскан» и НПО «Алмаз». НПО является предприятием оборонно-промышленного комплекса России и разрабатывает зенитные ракетные комплексы и системы противовоздушной обороны, следует из информации на его сайте. Эти компании займутся непосредственно выполнением полетов, уточнил представитель Минэкономразвития.

В рамках ЭПР будет тестироваться разработанная компанией система управления опытным районом, рассказал гендиректор «Флай дрон» Никита Данилов. Такая система позволит регистрировать, хранить и обрабатывать данные обо всех полетах в выделенной зоне, а также проводить заключение контрактов на работы, уточнил он. Для наблюдения за воздушным пространством на территории Санкт-Петербурга и полетами беспилотников будет использоваться система мониторинга воздушного пространства производства НПО «Алмаз», а для метеорологического обеспечения полетов – системы производства компании ИРАМ, добавил Данилов.

Представитель «Аэромакса» отказался от комментариев. «Ведомости» также направили запросы в другие компании – участники планируемого ЭПР.

В рамках ЭПР будут тестироваться беспилотники с максимальной взлетной массой от 150 г до 30 кг и более «для доставки грузов массой от 0,1 до 10 кг и выполнения авиационных работ», говорится в документе. По словам представителя Минэкономразвития, это позволит «снизить нагрузку на городские дорожные сети, повысить связанность удаленных районов города и экологичность городских транспортных систем». Количество используемых в рамках ЭПР беспилотников будет уточнено непосредственно после его установления, отметил он.

Полеты будут проходить в двух зонах в северной и юго-восточной части города, добавил собеседник. Общая площадь полетной зоны, по словам представителя ведомства, составляет более 200 кв. км.

«Уникальность инструмента ЭПР в том, что он предоставляет возможность протестировать беспилотные авиационные системы (БАС) в условиях большого города с учетом различных искусственных и естественных препятствий», – объяснил «Ведомостям» директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин. По его словам, применение беспилотников в условиях городской среды позволит расширить периметр задач, решаемых с помощью беспилотников, как в логистике, так и по другим востребованным для бизнеса и городских служб направлениям.

Этот ЭПР отличается тем, что это первый проект, направленный на развитие городской аэромобильности, добавляет гендиректор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев. Здесь важна не столько перевозка грузов, сколько отработка технологий контролируемых безопасных полетов в городе, добавляет он.

ЭПР важны для развития применения беспилотников, поскольку позволяют отработать надежность и безопасность летательных аппаратов, добавляет директор центра развития системы технологических конкурсов Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ) Юрий Молодых. «Скорее всего, ЭПР и полеты вскроют дополнительные технические сложности, которые будет необходимо дорабатывать, но ЭПР хорош именно тем, что позволяет отработать сложные технические и регуляторные проблемы в контролируемом формате», – добавил он.

Сейчас в России действует два экспериментальных правовых режима для беспилотников, напомнил представитель «Почты России». Один расположен в Томской области, другой, оператором которого является «Почта», в ХМАО, ЯНАО, Чукотском АО и на Камчатке, добавил он. По его словам, оба ЭПР распространяются на всю территорию регионов, в том числе и города, но «Почта» развивает свой ЭПР в первую очередь для доставки в отдаленные населенные пункты.

Сейчас к передаче на утверждение в правительстве готовится также ЭПР «Аэрологистика» по доставке грузов на территории аэродромов Алферьево в Московской области и Орловка в Тверской области, рассказал Бабинцев. В его рамках будут отрабатываться системы автоматического уклонения от столкновений, точная автоматическая посадка, динамическая маршрутизация и независимое наблюдение за беспилотниками со стороны органов управления воздушным движением, уточнил он.

Беспилотники широко используются в аэрофотосъемке, мониторинге объектов, а в ближайшее время будут все шире использоваться в сельском хозяйстве и в области логистики, говорит Молодых. По словам Бабинцева, о своей заинтересованности в возможностях беспилотной авиации заявляют сервисы доставки, почта, компании медицинского профиля, промышленники и крупные ритейлеры. По оценкам «Аэронекст», к 2035 г. объем услуг по перевозке грузов беспилотниками в России может составить порядка 600 млрд руб. в год при условии, что «будет решен ряд системных технологических и процедурных вопросов».