Операторы перешли на отечественную техподдержку

Но созданные экс-менеджерами Nokia и Ericsson компании могут признать аффилированными с головными структурами
На связке Nokia – Ericsson работает более 60% российской телекоминфраструктуры/ Андрей Гордеев / Ведомости

Отечественные операторы связи могут остаться без техподдержки оборудования. 15 января 2023 г. начал действовать принятый еще три года назад приказ Минцифры, запрещающий операторам обращаться за техподдержкой оборудования к иностранным и аффилированным с иностранцами компаниям.

Гарантийная и техническая поддержка, а также модернизация «используемых средств связи должны осуществляться российскими юридическими лицами, не находящимися под контролем иностранных юридических и (или) физических лиц», говорится в приказе. Кроме того, документ накладывает запрет на управление инфраструктурой «с территории иностранного государства».

Представители части операторов утверждают, что они и так уже работают в основном с российскими юрлицами.

«Мы и раньше значительную часть поддержки получали у российских компаний, а они, в свою очередь, могли обращаться к производителю», – сообщил «Ведомостям» представитель «Ростелекома». Он уверяет, что госоператор готов к исполнению приказа. По словам собеседника, техподдержкой и модернизацией установленного на сетях «Ростелекома» оборудования Nokia и Huawei занимаются российские компании.

Приказ направлен на повышение уровня защиты инфраструктуры, подчеркнул представитель «Мегафона». По его словам, компания также исполняет предусмотренные приказом требования.

В Tele2 и «Вымпелкоме» воздержались от комментариев. В Минцифры и МТС не ответили на запрос «Ведомостей».

Ремонт доверили менеджерам

Финская Nokia в начале ноября 2022 г. рекомендовала своим клиентам обращаться за техподдержкой в российское ООО «Телесистемы сервис», в котором будет работать часть сотрудников финской компании, писал РБК со ссылкой на источники. В середине декабря шведская Ericsson объявила о передаче поддержки клиентов в России компании, принадлежащей бывшим операционным менеджерам подразделения в стране. Шведская корпорация продала российскую «дочку» ООО «Сонерик», которой досталось «около 40 российских сотрудников, а также определенные активы и контракты, связанные с бизнесом», писало издание Comnews.

Вероятнее всего, техобслуживание будет происходить через эти юрлица. Но сами операторы этого не раскрывают.

На связке Nokia – Ericsson работает более 60% российской телекоминфраструктуры. Оставшаяся часть приходится на китайских вендоров Huawei – ZTE, которые пока официально не объявляли об уходе из России, но начали сокращать присутствие в стране и действующие контракты, писали «Ведомости» ранее.

Nokia и Ericsson выделили техподдержку в отдельные юрлица неспроста – это позволит поддерживать работу ранее установленного оборудования в России, объяснил «Ведомостям» источник, близкий к поставщикам. Дело в том, что в октябре 2022 г. вступил в силу восьмой санкционный пакет ЕС, который накладывает запрет на установку оборудования российским компаниям, настройку сетей и внедрение программного обеспечения (ПО), ремонт и обслуживание.

Лицензии (ключи активации) для работы оборудования нужно обновлять при переносе и переподключении базовых станций на новом месте и если сам вендор оказать эту услугу не может из-за санкций, то сторонняя компания с компетенциями – вполне, отмечает собеседник. Помимо того, после ухода вендоров из России телекомоператоры начали массово перекупать технических специалистов, говорят два собеседника «Ведомостей», близких к производителям.

Неочевидная независимость

С точки зрения закона такие компании признаются российскими, уверен управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. «Согласно тексту приказа, ограничения в работе касаются только тех компаний, которые контролируются иностранными», – говорит он. Понятие контроля может быть в перспективе расширено либо внесением изменений в федеральное законодательство, либо другими подзаконными актами, но пока для компаний, учрежденных и управляемых топ-менеджментом ушедших из РФ иностранных поставщиков оборудования, риски низкие, отмечает Федюкин.

Юрист юридической фирмы «Гуричев, Малинин и партнеры» Татьяна Макаренко, напротив, отмечает, что формулировка «не находящимися под контролем» очень расплывчатая и позволяет признать аффилированными лицами организации, которые учреждены топ-менеджерами иностранных компаний, как в случаях с ООО «Телесистемы сервис» и ООО «Сонерик». Но, по ее словам, вопрос подконтрольности иностранному юрлицу будет определяться контролирующим органом в каждом конкретном случае.

«Формально же фирмы, учрежденные лицами, которые ранее занимали руководящие должности в иностранных организациях, могут соответствовать понятию российского юридического лица. Но формулировка приказа не позволяет исключить их из числа находящихся под контролем иностранных юрлиц и физлиц, соответственно, такие компании не становятся полностью независимыми от зарубежных фирм», – предупреждает Макаренко.

Отследить, ведется ли техподдержка или модернизация сетей российскими или иностранными юрлицами, можно только через запрос договоров, указывает гендиректор консалтинговой компании «Ордерком» Дмитрий Галушко. Контролировать договоры с юрлицами, вероятнее всего, будет Роскомнадзор, который следит за введением базовых станций в эксплуатацию, соглашается гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Сейчас большинство базовых станций находится под контролем башенных компаний, поэтому техобслуживание ведут в том числе их специалисты, говорит он. Частично поддержку оборудования осуществляют сотрудники технических отделов самих операторов, добавляет эксперт.

Контролировать исполнение приказа будет регулирующий орган или специальные службы, полагает юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков. Такие функции может взять на себя Роскомнадзор или ФСБ, допускает он. Хотя в приказе про введение технических средств постоянного контроля не сказано, добавляет юрист.

Санкции исполнили приказ Минцифры

По словам аналитика агентства MForum Алексея Бойко, вступление в силу приказа означает закрепление де-юре того, что и так получилось де-факто (уход иностранных вендоров с российского рынка. – «Ведомости»). В целом это можно назвать попыткой наладить структуру, которая будет менее подвержена уходу той или иной зарубежной компании с российского рынка: останутся специалисты, способные продолжать оказывать поддержку, говорит он.

На деле, сколько промежуточных структур ни создавай, все равно центр компетенции специалистов по тому или иному зарубежному оборудованию находится не в России, подчеркнул Бойко. Поэтому если контакт с таким центром прекратится, то говорить о полноценной поддержке не получится, как, например, в случае с техобслуживанием российской авиации на базе зарубежных самолетов, приводит пример аналитик.

Запрет на управление инфраструктурой «с территории иностранного государства» не сможет повлиять на сложности с обновлением ПО, так как за действующим оборудованием контроль уже в руках оператора, продолжает Бойко. Этот пункт запрещает операторам использовать зарубежные ЦОД и в целом зарубежные облака, если решения предназначены для управления какой-то инфраструктурой оператора. Не исключено, что это может создать российским операторам проблемы в использовании зарубежных облачных виртуализированных решений, допускает он.

Если модернизацией и техподдержкой средств связи будут заниматься иностранные лица или российские лица, находящиеся под контролем иностранных лиц, это повлечет административную ответственность, отмечает преподаватель Moscow Digital School Никита Данилов. За это грозит наложение административного штрафа – на должностных лиц от 5000 до 10 000 руб., а на юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб., говорит он. Также это может рассматриваться как грубое нарушение лицензионных требований и привести к отзыву лицензии у оператора связи, заключает он.

«Ведомости» направили запросы башенным операторам ГК «Новые башни», ГК «Сервис-телеком» и АО «Русская инфраструктурная компания».