«Вконтакте» будет зарабатывать на блогерах и полгода платить их налоги

Для этого владельцы пабликов должны официально зарегистрироваться на платформе как самозанятые
Теперь «В контакте» будет работать с авторами напрямую/ Максим Стулов / Ведомости

«Вконтакте» обещает компенсировать налоговые выплаты авторам, которые зарегистрируются на платформе как самозанятые и будут размещать рекламу в пабликах с использованием рекламных инструментов соцсети, сообщил «Ведомостям» представитель компании. Компенсации будут эквивалентны налоговым отчислениям за профессиональный доход, т. е. 4–6% с каждого платежа. Программа компенсаций рассчитана на полгода, уточнил он.

Выплаты за показы рекламы в пабликах будут получать только те авторы, которые будут работать через рекламные инструменты сети, уточнил представитель «Вконтакте». Если самозанятый автор будет получать деньги от рекламодателя напрямую, здесь налоговые отчисления не вернут.

По словам собеседника, так «Вконтакте» рассчитывает привлечь новых авторов и увеличить рекламный доход площадки. Под авторами «В контакте» подразумевает владельцев 2 млн пабликов, уже зарегистрированных на платформе. Объем средств, которые пойдут на компенсации, и процент комиссии «Вконтакте», представитель компании не раскрыл.

По оценке президента Ассоциации блогеров и агентств Татьяны Ивановой, комиссия платформы за размещение рекламы может достигать 30%. «Максимальный CPV (стоимость за просмотр) у «Вконтакте» – 20 коп. При таких расчетах «В контакте» очень сильно режет стоимость размещений. Это может быть невыгодно блогерам», – считает Иванова. Себестоимость одной рекламной интеграции в цитируемом паблике с 5000 подписчиков составляет в среднем 500 руб., поясняет эксперт. Для рекламодателей такой формат единого кабинета для размещения рекламы в различных пабликах соцсети выгоден «с точки зрения экономии человеко-часов», уточняет она.

«Вконтакте» делится с авторами частью рекламных доходов с 2020 г. До последнего времени схема предполагала работу с авторами через компанию-посредника SocialCentrum, рассказывает представитель соцсети. С ней авторы могли работать и как самозанятые, и как ИП, и как физлица, говорит представитель соцсети. Посредник занимался и вопросами налоговых отчислений. Условия взаиморасчетов с посредником представитель соцсети не раскрыл.

Теперь «В контакте» будет работать с авторами напрямую, уточнил представитель соцсети. По его словам, авторы могут участвовать в партнерских программах и как ИП, и как самозанятые, и как физлица, но компенсировать налоговые отчисления соцсеть будет только самозанятым. «Мы продолжаем работу с SocialCentrum, авторам будут доступны два инструмента», – добавил он.

Решение по выплатам для самозанятых авторов в компании принимают на фоне разработки законопроекта о регулировании отношений интернет-платформ и самозанятых. О его разработке в январе 2023 г. сообщал «Ведомостям» первый зампред фракции «Единая Россия» в Госдуме, руководитель профильной рабочей группы Андрей Исаев. По его словам, документ будет рассмотрен как спутник к основному законопроекту о платформенной занятости, который был внесен в январе в Госдуму группой депутатов и сенаторов. Над этим документом депутаты работали совместно с Минтрудом, ФНПР и РСПП, сообщали «Ведомости».

«Сейчас идет конкуренция платформ за оригинальный контент и за авторов. Такого рода кампания по компенсации налогов для самозанятых является «покупкой» авторов и привлечением их аудитории», – отмечает партнер консалтера Strategy Partners Алексей Волостнов. Вероятно, компания планирует монетизировать рост числа авторов и увеличить объем оригинального контента, считает он.

«Для «В контакте», в сущности, не имеет значения, работают владельцы пабликов в качестве самозанятых и платят налоги или работают всерую, если платформа не выплачивает авторам вознаграждение», – отмечает специальный советник по корпоративным вопросам КА Pen & Paper Наталья Бунина. Но если автор получает отчисления по партнерской программе, то неуплата им налогов чревата штрафами уже для самой компании, следует из ее объяснения.

Если компания отчисляет платежи, являющиеся частью доходов от рекламы, физлицу, то она должна удержать НДФЛ, поясняет юрист. «Если налог удержать невозможно, то необходимо сообщить в ИФНС о сумме неудержанного налога. В таком случае автор должен заплатить налог сам. Иначе оштрафуют саму компанию», – отмечает Бунина.

По ее подсчетам, если компания перечисляет автору 10 000 руб. рекламных денег, то за минусом НДФЛ он получит 8700 руб., а компания должна будет заплатить 4300 руб. в качестве страховых платежей. Самозанятый получит на руки 10 000 руб., а в виде налога на профессиональный доход будет должен уплатить до 600 руб. (6%).

Выплаты физлицам для организаций крайне невыгодны, поскольку облагаются не только НДФЛ, но и вдвое бо́льшими обязательными страховыми взносами, соглашается с Буниной медиаюрист Федор Кравченко. «Статус плательщика налога на профессиональный доход («самозанятого») позволяет избежать почти всех этих издержек, что выгодно даже тем, чьи доходы пока минимальны», – обращает внимание юрист.

«Вовлечение «Вконтакте» в систему регулирования платформенной занятости и обеспечения фискальных интересов бюджета, вероятно, направлено на позиционирование ресурса как более социально значимого и социально ответственного», – продолжает Бунина. По ее словам, получение авторами налогового статуса в качестве самозанятых, с одной стороны, будет способствовать борьбе с нелегальным рынком труда и росту доходов бюджета, а с другой – положительно отразится на имидже соцсети.

Действия «Вконтакте» направлены на то, чтобы авторы легализовали доход посредством выплаты налогов, соглашается преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов: «Такая инициатива вполне может порадовать ФНС, которая последние годы активно обеляет разные сферы бизнеса, связанные с массовыми выплатами физическим лицам (такие, как клининг, транспорт, реклама)».