На поддержку экспорта отечественного софта просят 465 млн рублей в год

Замену рынкам Европы и США предстоит найти в Азии и Африке
Евгений Разумный / Ведомости

На реализацию мер поддержки экспорта российского ПО может потребоваться порядка 465 млн руб. в год, следует из проекта дорожной карты ассоциации отечественных разработчиков компьютерного ПО «Руссофт». «Ведомости» ознакомились с текстом документа.

Согласно карте, «Руссофт» предлагает запустить акселерационную программу, рассчитанную на 500 IТ-компаний в год. Финансовая поддержка необходима для вывода их продуктов на новые рынки, следует из документа. Для этого «предлагается консолидировать опыт ведущих акселераторов – ФРИИ, фонда «Сколково», Generation S» – и отбирать компании совместно с ними.

В дорожной карте представлена и «предварительная финансовая модель» акселерационной программы. Она рассчитывалась из данных, актуальных на январь 2023 г., уточнил представитель ассоциации. «Стоимость акселерации на одно решение – порядка 1,2 млн руб., из которых 20% софинансирует компания и 80% – государство. При объеме в 500 проектов затраты федерального бюджета составят 465,3 млн руб. в год», – указано в дорожной карте.

Подготовленный документ «Руссофт» направил в Минцифры в начале февраля 2023 г., сообщил «Ведомостям» президент ассоциации Валентин Макаров. «Этот документ мы разрабатывали совместно с РЭЦ (АО «Российский экспортный центр», входит в группу ВЭБ.РФ. – «Ведомости») и АНО «Цифровая экономика», – отметил он. После этого, продолжил Макаров, Минцифры попросило обосновать бюджетное финансирование проектов дорожной карты, в частности акселерационную программу: «Как эти средства вернутся в бюджет налогами и прочими [выплатами] от роста экспорта, вызванного применением этих мер поддержки».

«На данный момент «Руссофт» проводит опрос участников рынка с целью подготовки экономического обоснования возвратности мер господдержки в виде заключения экспортных контрактов и дополнительного поступления налогов», – сообщил представитель ассоциации. Опрос планируется завершить к апрелю 2023 г.

Операторами программы «Руссофт» предлагает назначить РЭЦ и «Цифровую экономику». Они должны выступить в качестве платформы, которая при помощи механизмов рабочих групп отбирает проекты под акселерацию, согласовывает требования к ним, формирует процедуры отбора и др., указано в документе.

В Минцифры проигнорировали запрос «Ведомостей». В пресс-службе АНО «Цифровая экономика» отказались от комментариев.

«РЭЦ считает важной задачу развития экспорта компьютерных услуг и заинтересован в создании специальных инструментов поддержки. Данный вопрос прорабатывается нами совместно с Минцифры и деловым сообществом», – сообщил «Ведомостям» представитель РЭЦа. В то же время он отметил, что сейчас увеличение экспорта услуг, в том числе компьютерных, не входит в периметр нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», в рамках которого РЭЦ оказывает компаниям помощь в экспорте.

«РЭЦ помогает экспортерам компьютерных услуг с помощью универсальных инструментов, которыми могут воспользоваться компании любой отрасли несырьевого неэнергетического экспорта. Это в том числе международные консультации, услуги по поиску партнера, организация участия в международных выставках и деловых миссиях», – подчеркнул представитель центра. По его словам, в 2022 г. из общего числа компаний, которые приняли участие в поддержанных центром выставках и бизнес-миссиях, 14% оказались из сферы IT.

Как сообщал «Руссофт» в начале марта 2023 г., по предварительным расчетам ассоциации, совокупный экспорт отечественных софтверных компаний в 2022 г. составил $8,4–9,2 млрд, сократившись по сравнению с 2021 г. на 8–17%. «Если в 2021 г. российские софтверные компании активнее всего работали в США, Европе и на Ближнем Востоке, то в 2022 г. – в ближнем зарубежье, Южной и Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Особенно вырос интерес к ближнему зарубежью и Южной и Восточной Азии», – отмечал «Руссофт». Наиболее активно продажи отечественных софтверных компаний шли в 2022 г. в Узбекистане, ОАЭ и Индии, сообщала ассоциация.

1,2 млн руб. на вывод одного продукта на новый зарубежный рынок выглядит как довольно небольшой бюджет, обращает внимание заместитель гендиректора по PR консалтинговой группы «Полилог» Надежда Первова. По ее оценке, таких сумм хватит ненадолго: кампания по продвижению на иностранном рынке обходится в среднем в $10 000–12 000 (750 000–900 000 руб.) в месяц. Эффективнее было бы проводить кампанию полгода, но она потребует инвестиций в $70 000–90 000 (5,2–6,7 млн руб.), считает Первова. Потому как «только на работу локального профильного PR-агентства требуется $6000–8000 (450 000–600 000 руб.) в месяц, уточнила эксперт.

Наиболее приоритетными регионами для экспорта отечественных решений сейчас являются страны Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, а также СНГ, считают представители российских IТ-компаний.

В СНГ среди приоритетных стран можно назвать Казахстан, Узбекистан и Армению, говорит член совета директоров «СКБ контура» Илья Бублик. Также стоит отдельно отметить растущий интерес к Африке, добавляет директор по маркетингу Spirit и Videomost Надежда Алябьева. По ее оценке, больше половины компаний-экспортеров интересует это направление для развития. Представитель сервиса ВКС TrueConf, в свою очередь, считает одним из наиболее перспективных рынков Индию, где бизнес лояльно относится к российским IТ-решениям.

Страны Ближнего Востока на данный момент имеют наибольшие перспективы, полагает гендиректор IT-компании «Аурига» Вячеслав Ванюлин. «Сегодня решения на основе речевых технологий особо востребованы в ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Мексике, Вьетнаме, Индии», – соглашается с ним гендиректор разработчика речевых технологий ЦРТ Дмитрий Дырмовский. С каждым годом инвестиции в IТ-сектор на развитие собственных решений растут, и многие страны, например ОАЭ, привлекают специалистов со всего мира, включая российских, заключил Ванюлин.