В правительстве предложили объединять стартапы в холдинги

Мера вошла в проект концепции технологического развития по инициативе «Сколково»
Freepik

Правительство планирует поддержать создание технологических холдингов, которые объединят несколько отраслевых стартапов с заказчиком, производственной компанией и инвесторами. Такая мера вошла в проект концепции технологического развития до 2030 г. (версия от 12 марта есть у «Ведомостей»), которую готовит кабмин совместно с бизнесом и экспертным сообществом. Данная мера действительно рассматривается для включения в концепцию, сообщил представитель секретариата первого вице-премьера Андрея Белоусова, курирующего подготовку документа.

Механизм планирует реализовать фонд «Сколково» совместно с ВЭБ.РФ, сообщил «Ведомостям» источник, знакомый с предложением. По его словам, финансирование меры предполагается по линии ВЭБа. Для этого госкорпорации разрешат направлять инвестиции в технологический сектор (сейчас для нее действуют ограничения по рискам. – «Ведомости»), сообщил собеседник. Для участников консорциумов будут действовать льготы, которые доступны для резидентов «Сколково» (обнуление налога на прибыль, освобождение от НДС, пониженные страховые взносы, нулевой налог на имущество и льготы по таможенным платежам), сообщил источник.

Инициатива создания холдингов со стартапами поступила от «Сколково», сообщил «Ведомостям» председатель правления фонда Игорь Дроздов. «В наших планах создание совместно с финансовыми и отраслевыми партнерами нескольких холдингов, объединяющих решения малых и средних отечественных технологических компаний, в том числе резидентов «Сколково» и «Сколтеха», – отметил он. По словам Дроздова, в этом году фонд рассчитывает создать как минимум три таких консорциума, в том числе в сфере кибербезопасности и беспилотного транспорта. «Часто стартапы работают в узких нишах и не могут предложить комплексный продукт. Эту проблему и призваны решить холдинги», – пояснил Дроздов.

Количество стартапов внутри объединений будет зависеть от конкретных отраслей – это может быть как 3–5 компаний, так и несколько десятков, отметил он. Предполагается, что холдинг будет строиться вокруг одного базового актива, остальные проекты будут дополнять его компетенции, обеспечивая синергетический эффект, сообщил Дроздов. Для этого будет создаваться отдельное юрлицо, пояснил он.

ВЭБ рассматривает возможность участия в формировании технологических холдингов, подтвердил представитель госкорпорации. Решения о финансировании холдингов будут приниматься индивидуально с учетом специфики проектов, указал он. Холдинги будут создаваться по наиболее востребованным в России направлениям – как с точки зрения сквозных технологий, объединяющих различные отрасли, так и с точки зрения приоритетов развития, отметил представитель. Одним из них может стать развитие беспилотных авиационных систем, например в традиционном уже сегменте мониторинга или в сельском хозяйстве и аэрологистике. Для реализации высокотехнологичных проектов госкоропорации необходимо принятие постановления правительства «О праве на риск» (разрабатывается Минэком с участием ВЭБа), напомнил собеседник.

Одной из проблем регулирования отрасли эксперты назвали отсутствие формализованного определения стартапа. Авторы проекта концепции предлагают определять его как «вновь созданное предприятие, ориентированное на разработку и (или) производство продуктов на основе какой-либо инновационной идеи, как правило связанной с использованием новых технологий». Особенность стартапа – наличие команды и технологической идеи, следует из документа. Цель развития, как правило, капитализация идеи в рамках производства серийной продукции или поглощения другой компанией-инвестором, говорится в проекте.

В целом в документе обозначены три основных раздела: устойчивый технологический суверенитет (ответственно Минобрнауки), развитие технологий как фактор роста экономики (Минэкономразвития) и устойчивое развитие производственных систем (Минпромторг). Правительство готовит концепцию технологического развития по поручению, которое дал президент России Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в июле 2022 г. Документ обобщает материалы стратегических сессий, проведенных кабмином в июне – августе 2022 г. для определения приоритетных направлений деятельности с учетом ограничений и рисков, связанных с санкциями, говорится в проекте. Концепция должна стать основой для разработки и уточнения госпрограмм, национальных и федеральных проектов, стратегических документов госкорпораций и организаций с госучастием, следует из материалов.

В январе «Ведомости» писали, что власти хотят снизить угрозу уголовного преследования и административное давление на участников венчурных проектов с господдержкой. Такая проблема обсуждалась в правительстве на совещании, посвященном подготовке концепции. Для улучшения условий венчурного инвестирования предлагается существенно смягчить параметры механизма так называемого права на риск, который регулирует условия инвестиций в стартапы с использованием бюджетных ресурсов.

В первую очередь стартапам не хватает финансирования и возможностей для его привлечения – это основной фактор, который тормозит развитие отрасли, считает бизнес-ангел Александр Румянцев. На ранней стадии нужны средства на доработку минимальной версии продукта, на поздней – средства для масштабирования и здесь одна из возможных форм поддержки – поручительства со стороны институтов развития, указывает он.

По словам бизнес-ангела, мера по созданию холдингов может быть полезна некоторым проектам, но, скорее всего, в реализации идеи будет заинтересован ограниченный круг стартапов. «В моем портфеле, например, 60 стартапов, и ни для одного из них такая мера не актуальна», – указывает Румянцев.

Для развития стартапа нужны рынок и качественный полезный продукт, рассуждает основатель венчурной компании Daily Challenge Андрей Табуринский. Проблему рынка в случае создания консорциумов предлагается решить бюджетным финансированием, проблему качества – количеством проектов, объясняет он. При этом венчурный бизнес работает иначе: профессиональный фонд или ангел собирают портфель, базируясь на собственной инвестиционной стратегии, а институты развития создают инфраструктуру. «Когда смешиваются функции, трудно ожидать эффективного результата», – замечает Табуринский.