Электронно-промышленный комплекс

О чем свидетельствует эскалация в «войне чипов» США против Китая
Reuters

Производство чипов превратилось в новую гонку вооружений. Самая важная торговая война современности – это отнюдь не тарифное противостояние США и Китая, считает испанский аналитический центр Elcano Royal Institute (учрежден МИДом, минобороны, минэкономики и рядом других госструктур). Нет, это технологическая война США и Китая, у которой две цели. Во-первых, сохранить технологическое превосходство Америки. Во-вторых, увеличить разрыв в уровне технологий и сдержать экономический рост соперника. Пока Пекин «штампует дешевые устаревшие чипы целыми ведрами», США не беспокоятся, образно пишет Bloomberg. Но в Вашингтоне пристально следят, чтобы Китай не освоил новейшие технологии.

В октябре 2022 г. Вашингтон принял «Акт о чипах», который предцпроизводителям полупроводников и устанавливает важные запреты на экспорт передовых микросхем и оборудования для их производства в Китай. В Белом доме настроены законодательно запретить все американские инвестиции в высокотехнологичные китайские компании, включая разработчиков искусственного интеллекта (ИИ), квантовых вычислений, 5G, а также передовых полупроводников. Более того, США склонили Японию и Нидерланды присоединиться к американским экспортным ограничениям. Эти две страны особенно важны – благодаря контролю критических технологий для создания и эксплуатации оборудования, на котором штампуют чипы.

КНР вполне осознает масштаб проблемы. В 2015 г. в Китае была обнародована стратегия Made in China 2025. Среди целей – обеспечить отечественными полупроводниками 40% потребления к 2020 г. и 70% – к 2025 г. Как минимум первый показатель так и остался на бумаге. Уровень самообеспеченности Китая полупроводниками в 2015 г. был 10%, а в 2021 г. – 24%, ссылается Nikkey на довольно оптимистичную оценку американского аналитического агентства International Business Strategies. К 2030 г. оно предрекало более 50%. Но после очередного витка американских санкций подправило прогноз: теперь преодолеть рубеж в 30% уже будет успехом.

Чтобы стимулировать отрасль, в 2014 г. китайское правительство создало China Integrated Circuit Industry Investment Fund. Чтобы каждый раз не произносить «Китайский инвестиционный фонд промышленности интегральных схем», его прозвали Big Fund («Большой фонд»). Он и впрямь немаленький. Правда, о его точных размерах судить сложно: фонд предпочитает работать за кулисами.

The Wall Street Journal и Reuters оценивают фонд в 139 млрд юаней (более $20 млрд). Он инвестировал, по оценкам Elcano Royal Institute, в общей сложности 98,72 млрд юаней (более $14 млрд) – в основном от госучреждений и госпредприятий. С 2014 по 2019 г. он вкладывал с таким расчетом, чтобы выйти из инвестиций до 2024 г. Главными получателями средств стали компании Yangtze Memory Technologies (YMTC, по разным оценкам, от 13,5 млрд до 19 млрд юаней), HLMC (11,6 млрд юаней), SMIC North (10,4 млрд юаней), SMIC South (6,3 млрд юаней), San’an Optoelectronics (4,7 млрд юаней) и JCET (4,6 млрд юаней). Эти деньги позволили китайским игрокам резко набрать обороты. SMIC, например, экспериментирует с производством 7-нанометровых чипов.

В 2019 г. начался второй этап инвестиций, рассчитанный до 2024 г. Им занимается фонд China Integrated Circuit Industry Investment Fund II (он же Big Fund II). Инвестировано более 86 млрд юаней ($12,5 млрд, подсчеты Elcano Royal Institute). Всего же, по данным Reuters, в нем 204 млрд юаней ($30 млрд). Для сравнения: одна только нидерландская компания ASML, которая разрабатывает оборудование для производства полупроводников, в 2021 г. потратила на R&D 2,55 млрд евро, а Intel – $15,2 млрд.

Издержки госрегулирования

То, что с госстимулированием что-то пошло не так, стало понятно летом прошлого года. В июле был арестован по подозрению в коррупции гендиректор обоих «больших фондов» Дин Вэньву. Вместе с ним под следствием оказались управляющие активами фонда Лу Цзюнь и Ван Вэньчжун и еще ряд менеджеров из фонда и компаний, с которыми он работал. По данным источников Bloomberg, высокопоставленные китайские чиновники разочарованы тем, что государственные деньги тратятся и тратятся, а прорыва в отрасли так и нет. Они велели компетентным органам разобраться, и те сделали, что могли.

Одной из главных претензий к «Большому фонду» стала история с Tsinghua Unigroup. Это один из старейших производителей чипов в Китае, основанный еще в 1988 г. В 2015 г. компания появилась в заголовках газет в США: она собиралась поглотить американскую компанию Micron Technologies за $23 млрд. Сделка была заблокирована Комитетом по иностранным инвестициям (CFIUS) по соображениям национальной безопасности.

«Большой фонд» вложил в Tsinghua Unigroup и ее «дочек» не менее $2 млрд. А в 2021 г. она обанкротилась. В июле 2022 г. три ее бывших и нынешних руководителя стали фигурантами антикоррупционного расследования, а следом за ними под подозрение попал и Дин из «Большого фонда». После задержания Дина фонд долго бездействовал. Только в марте он объявил о крупной инвестиции: 12,9 млрд юаней ($1,9 млрд) в крупнейшего в стране производителя флеш-памяти Yangtze Memory Technologies. Тогда же у фонда появился новый гендиректор – Чжан Синь, бывший чиновник среднего звена министерства промышленности и информатизации КНР.

Китайское интернет-издание TechNode (партнер TechCrunch в этой стране) считает, что порочна сама идея залить проблему деньгами. Цели поставлены амбициозные, но идей для инвестирования недостаточно, поэтому деньги подчас достаются неподходящим компаниям. Не говоря уже о том, что в одночасье появились десятки тысяч «полупроводниковых» компаний, главная цель которых – освоить госфинансирование.

Дину по должности полагалось излучать оптимизм. Но даже он задолго до своего ареста предупреждал, что нереально достичь целей развития, «срезая углы». К сожалению для Китая, он не может дожидаться, пока отрасль разовьется естественным путем: нет ни времени, ни возможностей.

Новые заводы по производству чипов стоят десятки миллиардов долларов, на их строительство уходят годы, а чтобы окупить затраты, оборудование нужно эксплуатировать 24 часа в сутки. По сути, отрасль оказалась сосредоточена в руках трех гигантов: тайваньской Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC), южнокорейской Samsung Electronics и американской Intel.

Помимо введения ограничений для китайской промышленности США наращивают инвестиции в национальное производство, масштабы которых можно сравнить с инвестициями в космическую гонку времен холодной войны, пишет NYT. В сентябре 2022 г. Intel пообещала инвестировать не менее $20 млрд в два новых завода по производству полупроводников в Огайо. Месяц спустя Micron Technology отметила открытие новой производственной площадки недалеко от Сиракуз, штат Нью-Йорк, куда производитель чипов рассчитывает вложить к концу десятилетия еще $20 млрд, а в конечном итоге, возможно, в 5 раз больше. В декабре мировой лидер производства чипов – TSMC рассказала о планах инвестировать $40 млрд в строительство завода по производству передовых микросхем в Фениксе.

Антисоветские методы

Советский лидер Никита Хрущев слабо разбирался в технологиях, но понимал, как важно для страны догнать и перегнать в этой сфере американцев, пишет профессор американского Университета Тафтса Крис Миллер в книге «Война чипов» (Chip War, 2022). Какое-то время казалось, что СССР как минимум сравняется с Америкой. Русские ученые и инженеры смогли первыми запустить человека в космос, признает Миллер. К концу 1950-х в СССР были построены заводы по производству микросхем, и страна всего на несколько лет отставала от США. В стране не было ни нехватки талантов, ни дефицита средств на исследования. Почему же, по его мнению, сверхдержава отстала в гонке полупроводников?

Критическим фактором стал доступ к мировой экосистеме компаний. Капиталистические фирмы делились друг с другом наработками и заключали альянсы. СССР был выключен из этой системы по решению Координационного комитета по экспортному контролю. Комитет был основан в 1949 г., чтобы перекрыть поставки «стратегических» товаров и технологий соцлагерю. В него входило 17 стран – от США до Турции. Чипы посчитали одной из критических технологий. В итоге СССР и страны соцлагеря отстали в них от западного мира.

Сейчас нечто подобное происходит с Китаем, уверяет Bloomberg, кремниевый забор вокруг КНР почти достроен. В 2022 г. США ужесточили контроль за экспортом чипов и оборудования для их производства в Китай. С 2021 г. Вашингтон ведет переговоры по созданию технологического альянса Chip 4, в который должны войти США, Южная Корея, Япония и Тайвань. Де-факто они будут регулировать экспорт передового оборудования для производства чипов. Японские фирмы важны еще и тем, что контролируют поставки фоторезистов – химических веществ для производства чипов. Ведут США переговоры и с Нидерландами, где работает лидер индустрии по созданию оборудования для производства чипов – ASML.

Результаты такой политики уже сейчас отражаются на Китае. Неуверенность витает в воздухе, писал корреспондент Nikkei, посетив в феврале китайские заводы. Yangtze Memory Technologies планировала в конце 2022 г. запустить новое производство неподалеку от Уханя, чтобы утроить производственные мощности. За два года в проект было вложено около 100 млрд юаней ($14,5 млрд). Здание построено, электричество проведено, но установка оборудования по производству микросхем так и не началась: из-за санкций его не могут купить. В январе из-за задержки с запуском было уволено около 10% персонала. А американские сотрудники и консультанты уволились сами еще в прошлом году: в октябре администрация Байдена запретила американским гражданам и держателям грин-карт работать в китайских компаниях по производству чипов.

Примерно то же самое происходит и у другой компании, ChangXin Memory Technologies. Она планировала запустить новый завод в 2023 г. Теперь производство отложено до 2024–2025 гг. Буксует и строительство нового центра исследований и разработок. Наем научных сотрудников временно приостановлен, компания сокращает до 7% персонала.

Китайский ответ

Впрочем, гендиректор голландской ASML Питер Веннинк, чья компания потеряет миллиарды долларов на сокращении поставок в Китай, более осторожен в оценке эффективности санкций. Он согласен с тем, что запреты замедлят рост КНР, но в конечном счете у страны есть технологическое мастерство, чтобы создать собственное оборудование для производства чипов.

Сейчас Китай всего на два поколения (т. е. около пяти лет) отстает от передовых технологий Intel, Samsung и TSMC, напоминает Asia Times. 15 лет назад они были далеко позади. В 2008 г., когда тайваньская TSMC производила 40-нанометровые транзисторы, китайская SMIC производила только 300-нанометровые. Это составляло разницу в пять-шесть поколений.

Введение недавних радикальных ограничений на экспорт полупроводников в Китай вызывает смятение в мировой индустрии чипов стоимостью $600 млрд, пишет TechCrunch. Последствия этих ограничений огромны, учитывая, что на Китай приходится примерно 80% мирового производства электроники и он является крупным потребителем полупроводников. Почти у каждого крупного производителя чипов есть клиенты из Китая. Ущерб капиталовложениям западной полупроводниковой промышленности превышает субсидии Вашингтона в разы, настаивают авторы Asia Times.

По данным IC Insights, в 2021 г. Китай потреблял полупроводников на сумму $186,5 млрд, что составляет 36,5% мирового рынка. У IC Insights довольно пессимистическая оценка самообеспеченности Китая чипами. Только 17% из этого спроса удовлетворялось за счет производства в Китае и только 7% – китайскими компаниями. И импортозамещение открывает перед китайскими компаниями огромный рынок. При этом меры США не повлияют на китайские военные технологии вроде спутникового наблюдения, систем наведения ракет и космической индустрии, где в подавляющем большинстве разработок используются старые чипы, которые Китай и сейчас может производить у себя, обращает внимание Asia Times.

Вашингтон, похоже, беспокоят не столько сами производители чипов, сколько стремление прямо сейчас лишить Китай перспектив для развития ИИ. В США просто убеждены в «доминировании ИИ, которое лежит в основе того, что многие называют пятой промышленной революцией, и в конечном счете ведет к мировому экономическому лидерству в ближайшие несколько десятилетий», объяснил TechCrunch Джозеп Бори, директор по исследованиям GlobalData.

Но и здесь стратегия Вашингтона может не дать нужного результата. Когда в конце 2020 г. США фактически лишили SMIC возможности использовать оборудование последнего поколения, компания заявила, что сосредоточится на разработке передовых технологий «передовой упаковки» (advanced packaging). Этот метод используется как альтернатива все большей миниатюризации микросхем. Высокая производительность достигается с помощью эффективного объединения нескольких более простых чипов. В случае успеха Китай сможет получить доступ к передовым вычислительным возможностям в более короткие сроки.