Аудитория онлайн-школ гадания таро и магии выросла за год почти в 20 раз
На маркетплейсах на 95% вырос спрос на амулеты и браслеты для защиты от порчиВ России зафиксирован всплеск интереса населения к курсам в области эзотерики и астрологии. Посещаемость онлайн-площадок, предлагающих обучение мистическим техникам, в январе – марте 2023 г. выросла в 19 раз год к году. За этот же период 2022 г. у исследуемых онлайн-школ было 312 посещений, а в начале этого года их количество выросло до 5962, подсчитали аналитики Tele2.
В то же время трафик на таких сайтах вырос в 24 раза по сравнению с тем же периодом 2022 г., уточнил представитель компании. Рост трафика на площадках, предлагающих курсы с эзотерической тематикой, зафиксировали и аналитики «Мегафона». В январе – марте 2023 г. он вырос в 11 раз, привел данные представитель оператора.
В выборку Tele2 вошло несколько онлайн-школ, которые продают курсы и мастер-классы по практической эзотерике. Например, в вошедшей в выборку онлайн-школе Padma предлагают учиться целительству, некромантии, магии денег, женским практикам и предсказаниям будущего (стоимость участия в семинарах начинается от 8000 руб.). В онлайн-академии «Элара» предлагают освоить базовые основы предсказаний будущего на картах таро и скандинавских рунах (от 15 000 до 160 000 руб. в зависимости от курса). На сайте школы «Сафита» можно пройти тренинги по восстановлению памяти своих прошлых воплощений и наработать навык осознанных сновидений (стоимость обучения составляет около 10 000 руб.).
Посещаемость сервисов онлайн-гаданий и оккультных интернет-магазинов, где продаются наборы таро, свечи, амулеты, травы и т. д., напротив, по данным аналитиков Tele2, сокращалась на протяжении всего 2022 года. В частности, активность на сайтах для гаданий росла с марта по май – средний трафик в этих месяцах был на 15% выше среднегодового, но в IV квартале относительно первого аудитория снизилась на 25%, а трафик – на 28%. В январе – марте 2023 г. число посетителей этих сайтов снизилось на 26% относительно аналогичного периода в прошлом году, трафик упал на 29%.
Как следует из данных Tele2, пользователи стали реже посещать и сайты магазинов с товарами для эзотерики. Так, по итогам IV квартала 2022 г. количество посещений в этой категории сократилось на 6,2%, трафик – на 12,2% по сравнению с I кварталом 2022 г. В январе – марте 2023 г. показатели сократились год к году еще заметнее: посещаемость – на 24%, трафик – на 21%.
Но на маркетплейсах, напротив, отмечен рост спроса на эзотерические товары. Представитель Wildberries сказал, что в онлайн-сегменте динамично растет спрос на карты таро, что может быть вызвано растущим интересом россиян к магии и мистике. По его словам, в январе – марте 2023 г. их продажи на площадке в штуках выросли на 105% год к году. На Ozon штучные продажи товаров из категории гаданий и эзотерики выросли на 81% за январь – март год к году, сказал представитель маркетплейса. Кроме того, в начале 2023 г. по сравнению с тем же периодом 2022 г. на 95% вырос спрос на амулеты и браслеты, которые россияне используют для защиты от порчи, подсчитали в Ozon. В основном россияне покупают красную нить из Иерусалима, самоцветы, булавки-броши от сглаза и статуэтки домовых.
«Ведомости» также направил запрос в «Яндекс.Маркет».
Интерес россиян к эзотерике связан прежде всего с высоким уровнем стресса и желанием снизить уровень неопределенности, считает гендиректор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Рост популярности эзотерических курсов в прошлом году связан с СВО: они стали одним из механизмов психологической защиты, добавляет социолог Денис Волков. По его словам, во времена кризисов спрос растет не только на эзотерику, но и на психологическую литературу, которую в прошлом году также раскупали.
Курсы по эзотерике пришли на замену теряющим популярность марафонам личностного роста, считает Бурмистров. «По мере того как некоторые из них отрабатывают свое, те же механизмы привлечения аудитории начинают использоваться в смежных сегментах, в которых также можно много зарабатывать на тех или иных человеческих слабостях», – добавил эксперт. Покупка обучающих онлайн-курсов вне зависимости от тематики часто является импульсивной покупкой и способом самоуспокоения, добавила психолог Анна Крючкова. «Часто люди берут курсы, чтобы поднять настроение, но потом пропускают лекции, не делают домашние задания и бросают учебу в процессе», – заметила она.
Кроме того, популярность таких курсов связана с достаточно низким уровнем доверия к печатным СМИ и телевизионным экспертам, добавил социальный психолог Алексей Рощин. «Россияне уже давно относятся к науке как к обману трудящихся и ставят эзотерику примерно на одну доску с ней, что показала в том числе двухлетняя пандемия, – добавил он. – При этом эзотерика гораздо более клиентоориентирована и соответствует коммерческому запросу».
То, что аудитория таких курсов продолжает увеличиваться и в 2023 г., может объясняться отложенным спросом, считает Волков: «Люди увидели, что в прошлом году был спрос на эти услуги, и пришли учиться». Популярность курсов могла вырасти, потому что люди осознали, что на этом можно зарабатывать, соглашается представитель Tele2, однако в целом полученные результаты говорят скорее о стабилизации настроений в обществе.