Гражданские беспилотники предложили оснащать системами передачи данных о полете

Это позволит направлять их операторам команды о срочной посадке или возврате судна
Андрей Гордеев / Ведомости

Профильная ассоциация беспилотной авиации «Аэронекст» предложила ввести единые функциональные требования к произведенным в России гражданским беспилотникам и прописать их в Федеральных авиационных правилах. Это позволит ФСБ, МВД и другим силовым ведомствам идентифицировать любой аппарат и на основе этого оперативно принимать решение, нужно ли препятствовать его движению. Это следует из письма с предложениями «по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях развития беспилотной авиации», которое ассоциация направила в Минтранс 24 марта. Подлинность документа «Ведомостям» подтвердил гендиректор «Аэронекста» Глеб Бабинцев.

Представитель Минтранса отметил, что письмо в ведомстве получено. Вопрос идентификации гражданских беспилотников обсуждается в рамках рабочей группы по подготовке федерального проекта «Инфраструктура, безопасность и сертификация», говорит он. Собеседник добавил, что пока комментировать подробности предложения преждевременно.

«Чтобы идентифицировать беспилотное воздушное судно (БВС) и понять, куда оно летит, нужен перечень требований, которым БВС должно соответствовать. Силовые структуры должны четко понимать регламент действий и заблаговременно принимать решение, противодействовать беспилотнику или разрешить продолжать полет», – объясняет Бабинцев. Как следует из письма, в списке предлагаемых требований к российским дронам – способность передавать свой опознавательный индекс, плановый и фактический маршрут, а также координаты пункта дистанционного управления, с которого осуществляется управление или контроль.

Кроме того, как считают в «Аэронексте», должна быть обеспечена обратная связь с внешним пилотом, чтобы в случае необходимости уполномоченный орган мог направить команду о срочной посадке или возврате судна. При отказе опознанного беспилотника выполнить команду будет возникать основание для легального противодействия, объяснил Бабинцев.

Еще одно важное требование, которому должен соответствовать дрон, – наличие системы автоматического предотвращения столкновений. Технология подразумевает, что БВС может заблаговременно обнаружить другой летательный аппарат и уведомить экипаж, а при его бездействии самостоятельно принять решение об уклонении, а после вернуться на маршрут, говорит Бабинцев.

При этом установить перечень конечного состава оборудования, которое позволит беспилотникам отвечать всем указанным требованиям, невозможно в силу их отличий по массе, назначению и сценариям применения, заметил глава «Аэронекста». «Поэтому главное – предъявить функциональное требование. Разработчик будет самостоятельно определять, какими решениями и технологиями это требование выполнить», – сказал он.

Представитель Минпромторга перенаправил запрос в Минтранс. «Ведомости» также направили запросы в Минобороны, ФСБ и МВД.

Сейчас решение о сбитии беспилотника принимается в случае, если неопознанный аппарат угрожает военным и гражданским объектам, прикрываемым силами ПВО, объясняет источник «Ведомостей» в Минобороны. В онлайн-режиме беспилотники, за исключением тяжелых военных, сейчас не отслеживаются, добавил источник в одной из компаний на рынке беспилотной авиации. В конце марта 2023 г. с целью препятствовать применению БВС «в боевых и диверсионно-террористических целях» группа депутатов во главе с главой думского комитета по информполитике Александром Хинштейном («Единая Россия») внесла в Госдуму законопроект, который дает силовикам право сбивать любые беспилотники в зоне своей ответственности.

БВС существенно отстают по надежности от гражданской авиации и задача их идентификации для повышения безопасности крайне актуальна, соглашаются опрошенные «Ведомостями» эксперты. Сейчас существует вероятность того, что дрон столкнется с пилотируемым воздушным судном, так как нет технических систем, которые позволяют это предотвратить, заметил директор центра развития системы технологических конкурсов Фонда поддержки проектов «Национальной технологической инициативы» Юрий Молодых. «Пока не будет обеспечена безопасность, говорить о появлении в городе аэротакси или доставки продуктов беспилотниками невозможно, – рассуждает эксперт. – Но если эта система будет протестирована, документально и регуляторно закреплена, такие вещи смогут развиваться по-настоящему».

Возможность передачи опознавательного индекса, плана полета и других данных может быть реализована с помощью транспондера или посредством передачи данных от наземной станции управления, объясняет советник гендиректора НИЦ «Аэроскрипт» Владислав Шифрин. В связи с тем что спектр возможных БВС очень широкий – от аппаратов массой 100 г до 1 т и более, должна появиться целая линейка устройств, добавил гендиректор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий. При этом транспондеры российского производства уже есть, существуют десятки различных моделей и модификаций, говорит гендиректор и основатель компании «Флай дрон» Никита Данилов. По этой причине больших сложностей с выполнением данных требований не будет, считает он: «Вопрос лишь в унификации в соответствии с предъявляемыми требованиями и начале крупносерийного выпуска».

Оснащение беспилотников транспондерами для их интеграции в общее воздушное пространство – это общемировая тенденция, заметил заместитель гендиректора компании «Индустриальные дроны» Павел Плахотный. Но необходимость устанавливать транспондер приведет к удорожанию сборки аппарата на сумму от 40 000 до 200 000 руб. в зависимости от того, кто изготовил оборудование, оценил он.

Кроме того, сейчас вопросы вызывает требование оснащать дроны функцией автоматического уклонения, добавил Плахотный. Для логистических дронов она необходима, но, например, агродроны летают в полях на высоте 5–7 м, объяснил он. По словам эксперта, системы уклонения стоят существенно дороже и, пока нет требований к алгоритмам их работы, их стоимость трудно оценить.

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский