«Сбер» начал переходить на ноутбуки собственного бренда

Но на коммерческом рынке их продажи могут ограничиться только корпоративным и госсектором
Евгений Разумный / Ведомости

«Сбер» начал тестировать в отделениях около 10 000 ноутбуков собственного производства, рассказали «Ведомостям» источники, близкие к ритейлерам и производителям электроники. Сейчас «Сбер» проверяет их на работоспособность и впоследствии планирует нарастить количество техники собственного производства в филиалах, добавляет один из них.

В IV квартале 2022 г. в Россию действительно ввезли 9200 ноутбуков «Сбера» из Китая, следует из статистики GS Group. Поставки осуществлял производитель умных устройств ООО «Салютдевайсы» (бренд SberDevices) в партнерстве с китайским разработчиком и поставщиком электроники Shanghai IP3 Information Technology Co., Ltd. в конце ноября и в начале декабря прошлого года, подтвердил один из источников «Ведомостей».

Представитель «Сбера» отказался от комментариев.

Shanghai IP3 Information Technology предоставляет клиентам услуги по проектированию оборудования и продажам, у компании есть высокотехнологичные производственные линии, указано на ее сайте. Бренд работает с заказчиками более чем из 30 стран, является партнером Центра исследований и разработок Intel и стратегическим партнером Microsoft в области исследований и разработок в АТР. На сайте компании представлены 49 моделей ноутбуков с процессорами Intel и AMD.

«Сбер» заказал ноутбуки собственной товарной марки в отделения, для того чтобы протестировать их работоспособность, говорит источник, близкий к производителям электроники. У компании достаточно большие внутренние потребности – около 100 000–150 000 устройств, поэтому их установка в офисы достаточно логичный шаг, считает он. Порядка 10 000 ноутбуков «Сбер» мог выборочно распределить по отделениям. Пока сотрудники банка используют в повседневной работе с посетителями преимущественно ноутбуки Lenovo, убедился корреспондент «Ведомостей», посетив три московских офиса «Сбера».

У «Сбера» сейчас более 12 000 отделений и около 280 000 сотрудников по стране, поэтому потребности в компьютерах довольно высоки, отмечает аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. Переход осенью 2022 г. на Linux мог вызвать несовместимость с этой ОС части имеющихся машин, что усилило необходимость обновления парка, полагает он. «С учетом того что традиционные поставщики «Сбера» официально ушли из России, им было явно проще заказать оригинальный дизайн на фабрике в Китае. 10 000 штук – это уже вполне товарная партия, и за ней можно обращаться напрямую к производителю, и с ним можно договориться о совместимости с софтом», – рассуждает эксперт.

Многие производители ушли с российского рынка и вопрос замены техники перед «Сбером» встал бы рано или поздно, объясняет источник, близкий к ритейлерам. «Если сейчас освободилась ниша в сегменте ноутбуков, почему бы не попытаться ее занять», – рассуждает он. Хотя по параллельному импорту ноутбуки HP и Dell могут идти в примерно сопоставимом объеме, все равно есть множество рисков, связанных с отсутствием обновлений и активацией в «запрещенной» стране, указывает он. Российскому же бренду двери открыты в школы, госучреждения, а также к участию в гостендерах.

«Сбер» планировал начать продавать свои ноутбуки на массовом рынке еще в конце 2022 г., но отложил старт продаж, рассказал источник, близкий к ритейлерам. Это может быть связано с тем, что к моменту прихода партии на российском рынке не было дефицита, объяснил он: «Перед Новым годом привезли слишком много товара, на перегретом рынке продукт был бы не востребован у покупателей».

Объем поставок ноутбуков в Россию в 2022 г. сократился почти на 30% до 3,38 млн устройств, подсчитали в GS Group. По оценкам компании, лидером по итогам года стала тайваньская MSI – 556 000 ноутбуков (еще за год до этого компания занимала лишь девятую строчку, и ее продажи выросли на 302%). На втором месте оказалась Huawei, на третьем – Lenovo (обе марки из КНР). В середине февраля «Коммерсантъ» писал, что у российских поставщиков скопилось более 1 млн ноутбуков. По данным газеты, больше всего на складах MSI, американских HP, а также китайских Xiaomi, Haier и российских F+, Prestigio.

Какие еще девайсы есть у «Сбера»

В линейке также представлены колонка SberBoom большого и компактного размеров, ТВ-приставка с голосовым управлением SberBox, умная медиаколонка с ассистентами «Салют», смарт-дисплей SberPortal, телевизор с голосовыми ассистентами, ТВ-медиацентр с умной камерой, умная лампа. Кроме того, компания запустила производство планшетов и компьютеров, писал «Коммерсантъ» в середине января.

На российском рынке действительно наблюдается затоваривание ноутбуками с середины 2022 г., обращает внимание гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Продавцы закупили товар заранее, а также привезли устройства по параллельному импорту.

Вероятнее всего, в будущем ноутбуки «Сбера» будут пользоваться спросом в госсекторе, а в потребительском сегменте они будут востребованы при условии, что будут так же технологичны, как продукция других китайских вендоров, и иметь примерно сопоставимый ценник, считает Кусков. Но чтобы ноутбук считался отечественным, у него должна быть степень локализации не менее 30–40%, а сборка ноутбуков «Сбера» пока происходит в Китае, как и у многих других производителей, объявивших об «отечественности» своих продуктов, обращает внимание он.

У «Сбера» нет опыта в разработке ноутбуков и размещении заказов на китайских фабриках, поэтому говорить о чем-то прорывном было бы оптимистичным, продолжает Вильянов. В то же время «Сбер» обладает практически безлимитными возможностями по кредитованию покупки и формированию акционных предложений. «Если ноутбук будет продаваться с беспроцентным кредитом на три года и за покупку начислят баллы «Сберспасибо» на 25% от цены, у него точно найдутся покупатели. И перебить такое предложение другим брендам и дистрибуторам будет непросто», – полагает он. В то же время массовый потребитель не привык к ноутбукам без Windows, а продавать ноутбуки с американской ОС компании вряд ли разрешат.

Для «Сбера» использование своих продуктов – это хорошая возможность, с одной стороны, повысить надежность собственной IT-инфраструктуры, а с другой – протестировать новые опции, рассуждает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, для дальнейшего продвижения могут быть важны продажи ноутбуков вместе с устройствами для умного дома и через собственные платформы (например, «Сбермегамаркет»). В целом продукция под брендом SberDevices продается неплохо и конкурентоспособна в своих сегментах, поэтому появление собственного ноутбука – это еще один шаг к созданию экосистемы, добавляет источник «Ведомостей», близкий к производителям электроники.