Продажи отечественных смартфонов упали за год в 2 раза

Они не выдерживают ценовой конкуренции с китайским импортом
BQ и Inoi – одни из популярных брендов российских смартфонов/ Ведомости

В России за I квартал 2023 г. было продано 46 900 смартфонов российских брендов, что на 53% меньше, чем за такой же период прошлого года, когда было реализовано 99 300 отечественных гаджетов. Это следует из статистики «Марвел-дистрибуции» (есть в распоряжении «Ведомостей»). Резкое сокращение продаж подтверждают данные Ozon: через маркетплейс с января по март было продано на 47% меньше российских смартфонов, чем в первые три месяца 2022 г. Самые популярные бренды, по данным обеих компаний, BQ и Inoi.

«Большинство российских смартфонов – это бюджетные устройства. На данном этапе покупатели уже закрыли свои базовые потребности в недорогих устройствах и теперь начинают приобретать второй-третий смартфон уже уровнем повыше либо переходить на модели с расширенным функционалом. Поэтому российские покупатели отдают предпочтение иностранным брендам, которые представлены на полках более широко», – объясняет бизнес-аналитик ГК «F+ tech-Марвел» Артур Махлаюк.

Рынок российских смартфонов представлен небольшим количеством брендов, поэтому их доля в общем объеме продаж невелика, продолжает он. В прошлом году они занимали 1,4% рынка, в этом – 0,6%. По данным «Марвел-дистрибуции», лидерами по количеству проданных смартфонов среди российских брендов в нынешнем году являются BQ-Mobile (32 800 гаджетов), Inoi (8700), Black Fox (3900), Vertex (800). Причем год к году топ не изменился, добавил Махлаюк.

В январе – марте 2023 г. на российские бренды приходилось около 0,5% от всех штучных продаж смартфонов, годом ранее это был 1%, т. е. спрос на них снизился вдвое, подтверждает источник «Ведомостей» на одной из онлайн-площадок. В основном это девайсы ценой до 5000 руб., а сам сегмент за год снизился и спрос перераспределился на более дорогие девайсы, где широко представлены китайские бренды, указал собеседник.

На Wildberries покупатели проявляют интерес к гаджетам от российских брендов (например, BQ, Inoi, Digma и др.), но чаще всего пользователи выбирают смартфоны от азиатских брендов, например Xiaomi, Realme, Infinix, OPPO и Poco, из-за более широкого ассортимента такой продукции, сказал представитель площадки.

В сети Tele2 из заметных брендов с явно российскими корнями представлены только BQ и Black Fox. В I квартале 2023 г. их совокупные продажи немного снизились – в пределах 2% год к году, рассказал представитель оператора. При этом общая доля продаж этих брендов в штуках в рознице Tele2 составляет менее 5%. В рознице «Билайна» не продаются отечественные смартфоны. В МТС и «Мегафоне» воздержались от комментариев.

Представитель «F+ tech-Марвел» объяснил, что смартфоны компании выпускаются под двумя брендами — F+ и F+ tech. По его словам, смартфоны F+, которые предназначены для продажи в рознице, поставили в РФ только в конце 2022 г., и по ним пока нет статистики. Смартфоны F+ tech, в свою очередь, поставляются на корпоративный рынок, поэтому их нельзя учитывать в рознице, добавил представитель компании. Российский бренд смартфонов и кнопочных телефонов китайской сборки Inoi теперь позиционирует себя как эстонский, писал «Коммерсантъ» в октябре прошлого года.

«Ведомости» направили запрос в Inoi и BQ.

Эксперты также отмечают, что российские смартфоны в целом скорее проигрывают конкуренцию китайским. Снижение интереса к отечественным брендам может быть связано с тем, что конкуренция в низком ценовом сегменте усилилась, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Укрепились позиции китайских брендов за счет роста их узнаваемости, которая позволила им стать более привлекательными, сказал он.

Если посмотреть на предложение отечественных марок, то становится очевидным: iPhone ими не заменишь, соглашается аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. Конкурировать они могут только с бюджетными решениями китайских и индийских брендов, которые с российского рынка не уходили и даже усилили предложение, добавляет он. На «Яндекс.Маркете» можно найти шесть моделей всех отечественных брендов, вместе взятых, а в крупной рознице (DNS, Onlinetrade) их просто нет, обращает внимание аналитик.

«Отечественные марки сейчас борются за возможность сделать лучшее ценовое предложение в бюджетном и ультрабюджетном сегментах. Это очень трудно и невыгодно, а маржинальность бизнеса стремится к нулю. Для улучшения спроса возможны два варианта: выход в средний ценовой сегмент с одновременным улучшением характеристик и качества товаров или закрытие рынка России для иностранных игроков», – рассуждает Вильянов. Выходом может стать принудительная покупка отечественного всеми государственными учреждениями, однако это уже нерыночная история, добавляет он.

По сути, устройства, продаваемые под отечественными брендами, обладают техническими характеристиками прошлых лет и по цене являются менее привлекательными по сравнению с китайскими аналогами, полагает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. В основном отечественные смартфоны могут использовать как второе устройство для ограниченного применения – в тех случаях, когда риск повреждения высок, а цена является ключевым фактором, предполагает Бурмистров.

По прогнозам Бурмистрова, в 2023 г. спрос на российские смартфоны не превысит 200 000 шт. В этом году, как и в предыдущем, никаких предпосылок к прорыву в продажах российских смартфонов наблюдаться не будет, заключил Кусков.