«Ростелеком» запустит производство электроники в Петербурге

Оператор нацелен на «максимально широкое» использование отечественных компонентов
«Ростелеком» займется производством абонентского телекомоборудования на мощностях завода «Авангард» в Санкт-Петербурге/ Андрей Гордеев / Ведомости

«Ростелеком» займется производством абонентского телекомоборудования на мощностях завода «Авангард» в Санкт-Петербурге. Запуск запланирован на середину июня 2023 г., рассказал в интервью «Ведомостям» президент компании Михаил Осеевский.

«Нами принято важное стратегическое решение о создании нового – промышленного – кластера в группе компаний «Ростелеком», – пояснил Осеевский. На петербургском производстве планируется «собирать широкую палитру различных устройств – видеокамеры, роутеры, целый ряд другого оборудования», уточнил он.

Также на «Авангарде» будут собираться коммутаторы, маршрутизаторы, оборудование для видеодомофонии и т. д., это нужно для использования на сети компании или для оказания услуг клиентам, уточнил представитель оператора. «Ростелеком» нацелен на максимально широкое использование отечественных компонентов, добавил он, не раскрыв возможных производителей. Под каким брендом будет производиться электроника, собеседник также не уточнил.

«Готовится к запуску производство еще с одним стратегическим партнером – компанией «Булат». Мы не хотим создавать все совсем с нуля и ищем сильных компетентных партнеров», – добавил Осеевский в интервью.

О том, что «Ростелеком» подписал форвардные контракты на создание программно-аппаратных комплексов (ПАК) для мобильной инфраструктуры с «Булатом» и компанией Yadro, Михаил Осеевский заявил в апреле на конференции «Ведомостей» «Телеком: трансформация бизнес-моделей и поиск новых решений». О планах по запуску производства оборудования топ-менеджер также упоминал на конференции Data Fusion, не раскрывая деталей. Тогда он отметил, что оператор начнет производить «миллионы» единиц оборудования в течение ближайших нескольких лет, добавив, что производство будет рассчитано не только на потребности «Ростелекома».

Сейчас «Авангард» производит разнообразные датчики, лифтовое оборудование, оборудование для электроснабжения и т. д., указано на сайте предприятия. ОАО «Авангард» владеет 24,5% ООО «НПО РТТ», 51% которого через дочернюю структуру принадлежит «Ростелекому», следует из информации в базе «СПАРК-Интерфакс». В качестве совладельцев самого «Авангарда» там указано около десятка физических лиц, их доли не раскрыты.

«Авангард» обладает достаточно мощной производственной базой, однако, как и у большинства отечественных предприятий сферы электроники, у этого предприятия недостаточно опыта в области крупносерийного производства потребительской электроники, рассуждает гендиректор «Промобита», глава комитета «Вычислительная техника» Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Максим Копосов. Основные сложности на этом рынке – быстрая постановка на производство новых моделей продукции, перестройка технологических процессов и снижение себестоимости, говорит он.

«Авангард» не является разработчиком телекомоборудования, подтверждает исполнительный директор АРПЭ Иван Покровский. «Некоторое отношение к телекому» компания имеет благодаря производству металлических шкафов для монтажа телекомоборудования в стойки, добавляет он. По мнению Покровского, эффективнее было бы развивать действующие специализированные производства и расширять сотрудничество с ними.

Отечественные комплектующие для продукции, разработанной за рубежом, как правило, отсутствуют, продолжает Копосов. В России не выпускается весь набор электронных компонентов, необходимых для производства современных средств связи, а те, что выпускаются, как правило, отличаются недостаточным качеством или завышенной ценой по сравнению, например, с тем, что предлагает китайский рынок, подтверждает аналитик, автор Telegram-канала RUSmicro Алексей Бойко. Переломить эту ситуацию будет нелегко, в ближайшие годы на это вряд ли можно рассчитывать, сомневается он.

«Авангард» находится под санкциями, поэтому вряд ли можно говорить о его конкурентоспособности на международном рынке, – отмечает Бойко. – Для российского рынка может быть вполне конкурентная продукция, если на нашем рынке вообще уместно говорить о конкуренции в производстве микроэлектроники и электроники».

Оператор может быть полезен как крупный потребитель продукции, обеспечив гарантированный спрос, отмечает, в свою очередь, Копосов. «Чтобы обеспечивать конкурентоспособную стоимость продукции, нужны большие серии и большие инвестиции, как в закупку комплектующих, так и в модернизацию производства, – рассуждает эксперт. – А поскольку продукция новая, уверенности в том, что ее купят, нет, если нет твердого договора с якорным заказчиком, на роль которого «Ростелеком» идеально подходит».

«Поэтому, пока будут шапкозакидательские разговоры про «сборку», а не «разработку и освоение производства», пока не будет гарантированного спроса со стороны государства и компаний, тесно с ним связанных, реальное импортозамещение будет развиваться медленно, несистемно и только за счет усилий энтузиастов», – резюмировал Копосов.