Переход на российское ПО обойдется «Аэрофлоту» в 10 млрд рублей

Но отечественные продукты не всегда полностью могут заменить зарубежные
Представитель «Аэрофлота» подтвердил, что импортозамещение ПО и «цифровая трансформация» группы финансируются за счет собственных средств авиакомпании/ Евгений Разумный / Ведомости

Авиакомпания «Аэрофлот» намерена в общей сложности вложить более 10 млрд руб. в импортозамещение иностранного программного обеспечения (ПО). Об этом рассказал заместитель гендиректора авиакомпании Антон Мацкевич в Нижнем Новгороде на форуме «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР). В презентации к выступлению на ЦИПР премьера Михаила Мишустина была указана сумма заказов «Аэрофлота» в 9,9 млрд руб.

Но объем затрат может быть и больше. Представитель Минцифры пояснил, что президиум правкомиссии по цифровому развитию утвердил в качестве особо значимых пять проектов «Аэрофлота» на 18,2 млрд руб. – все за счет средств авиакомпании. Представитель «Аэрофлота» подтвердил «Ведомостям», что импортозамещение ПО и «цифровая трансформация» группы финансируются за счет собственных средств авиакомпании.

В 10 млрд руб., по словам Мацкевича, входит финансирование четырех проектов. Первый – переход «Аэрофлота» с американской системы бронирования Sabre на российскую «Леонардо» (разработчики – «Сирена трэвел» и «Ростех») был завершен в конце 2022 г.

Второй – замена ПО швейцарской компании SITA на планшетах экипажа для обслуживания пассажиров во время полета. SITA поставила «Аэрофлоту» первые планшеты CrewTablet (на базе iPad Mini) со своим ПО в конце 2014 г. Технология упрощает работу бортпроводников, предоставляя им в онлайн-режиме доступ к личным данным пассажиров и их участию в программах лояльности авиакомпании. По словам Мацкевича, европейский разработчик уходит из России с 1 июля 2023 г., компания уже уведомила российских клиентов.

«Мы полностью это решение воссоздаем на мобильной ОС «Аврора» «Ростелекома». Планшеты будут наши, российские», – уточнил Мацкевич «Ведомостям». По словам топ-менеджера, программа будет запущена в тестовом режиме «ориентировочно в I квартале 2024 г.». Экипажи «Аэрофлота» используют 3500 планшетов, авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот», как и «Победа») – 850, говорит Мацкевич.

Третий проект – это российская авиационная сервисная платформа. Это защищенная сеть передачи данных между авиакомпаниями и аэропортами (доступ к такой системе ранее также предоставлялся зарубежным разработчиком). И четвертый – система предиктивной аналитики состояния воздушных судов (ВС) для техобслуживания и ремонта. Проект будет реализован совместно с «Ростехом», сегодня в России такой системы нет, добавил Мацкевич.

Контракт с «Сиреной трэвел» на сопровождение системы бронирования заключен на пять лет. Авиакомпания и разработчик, по словам представителя «Аэрофлота», сейчас дорабатывают функционал системы «в соответствии с планом на 2023–2024 гг.». Стоимость контракта не раскрывается.

Система поддержания летной годности, техобслуживания и ремонта ВС, по словам представителя «Аэрофлота», обойдется в 835 млн руб. и разрабатывается с ООО «Инженерный центр информационно-аналитических систем». Завершить ее внедрение планируется во II квартале 2025 г. В 2025 г. компания намерена и полностью отказаться от всех крупных иностранных систем – «не только ПО, но и радиоэлектронной продукции», подчеркивает собеседник.

«Леонардо» обеспечивает перевозчикам «весь необходимый функционал», набор решений системы построен по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), говорит представитель «Ростеха». По его словам, госкорпорация сейчас также «изучает экспортный потенциал системы», на разных стадиях находятся переговоры и подготовка к внедрению в авиакомпаниях Белоруссии, Сирии, Ирана, Боливии, Индонезии.

«Ведомости» также направили запросы в Минтранс, Минцифры и авиакомпанию S7. Представитель «Ростелекома» отказался от комментариев.

Источник «Ведомостей», близкий к одному из разработчиков авиационных IT-решений, говорит, что дороже всего «Аэрофлоту» обошелся переход с Sabre на «Леонардо». Точную сумму собеседник затрудняется назвать. При этом российские разработчики, по его сведениям, предоставили программные продукты «с частично урезанным функционалом». «Функционала «Леонардо» и ORS PSS (на него перешла S7. – «Ведомости») хватает, чтобы закрыть базовые потребности авиакомпаний. Но полностью заменить иностранное ПО они не в состоянии. Например, в системе бронирования ORS PSS нет управления доходами», – утверждает он.

Представитель ORS (разработчик) сказал, что компания «собрала требования ключевых российских перевозчиков» и уже приступила к разработке собственной системы управления доходами, которую планируется внедрить в 2024 г.

Источник «Ведомостей», близкий к другому разработчику ПО, счел названные «Аэрофлотом» суммы завышенными. «Сложно судить о том, сколько стоит система техобслуживания ВС, но системы бронирования и передачи данных даже близко не могут столько стоить», – полагает он.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев отмечает, что «Аэрофлот» входил в число мировых лидеров в отрасли по уровню цифровизации и на его работе уход западных компаний сказался ощутимо. «Сегодня «Аэрофлот» не просто покупает готовые IT-продукты, но и активно участвует в доработке их функционала», – говорит он.

Гендиректор Friendly Avia Support Александр Ланецкий добавляет, что у «Аэрофлота» есть тактическая задача заменить иностранное ПО, но нет долгосрочной программы развития этого направления. «Аэрофлот» способен самостоятельно создать экосистему, к которой можно будет подключить агентов и авиакомпании из нейтральных стран. Но пока складывается ощущение, что руководство авиакомпании рассчитывает через несколько лет возобновить работу с иностранными поставщиками ПО», – резюмирует эксперт.